Конференция Общества медицинских и управленческих информационных систем HIMSS mHealt Summit — одно из самых значимых событий в мире медицинской информатики. Ход национального проекта информатизации здравоохранения США влияет на весь рынок медицинских ИТ и служит ориентиром для подобных проектов в других странах. На заседании рабочей группы ИТ-специалистов РАМН Константин Чеботаев, менеджер по работе с международными клиентами компании «Медстрах», поделился впечатлениями о конференции.

Откупиться штрафами

Текущий этап информатизации американского здравоохранения требует установки систем электронных медицинских записей (Electronic Health Record, EHR). На стимулирование медиков к внедрению EHR в 2014 году было потрачено 14,6 млрд долл., теперь же введена система штрафов за задержку внедрения. Примерно половину медицинских практик уже оштрафовали на 1% суммы возмещения по гос­программе медицинского страхования Medicare.

Константин Чеботаев: «Все идет к тому, что медицина окажется рядом с нами, как McDonald’s или Uber»

Основные проблемы, с которыми сталкиваются медицинские организации, — нескоординированность требований, отставание либо непродуманность нормативной базы, а также несоответствие информационных систем их потребностям. С 2010-го по 2014 год количество медицинских организаций, меняющих EHR, выросло втрое. По данным опросов, 30% поставщиков медуслуг не устраивает установленная система электронных медкарт; число судебных исков, связанных с EHR, за последние два года удвоилось. Заказчики недовольны защитой данных, недостатком предупреждений, поддержкой принятия решений, отсутствием поддержки нужной документации, отказами систем, недоступностью инструментов интеграции. С 2017 года обязательными станут обмен данными, облачные технологии, аналитика и защита данных.

Между тем ввод данных в информационную систему превратился в крайне сложную для врача процедуру: те 30–40 полей, которые на бумаге можно было быстро пробежать глазами, теперь требуют 200–300 кликов. Среднестатистический врач ежедневно тратит на ввод данных три-четыре часа и вынужден работать с медицинской документацией в выходные дни. Поэтому многие предпочитают просто заплатить штраф и вовсе не участвовать в программе информатизации.

Интернет медицинских вещей, «миллениумы» и уберизация

На саммите отмечено лавинообразно растущее применение Интернета вещей в здравоохранении. Основной акцент мобильного здравоохранения — на управлении хроническими заболеваниями. Но особое внимание уделяется растущей потребности пациентов во «втором мнении». В среднем 20% пациентов в США готовы воспользоваться услугой «второе мнение», а среди онкологических больных таких желающих уже половина. У 5–20% обратившихся за этой услугой в результате меняется основной диагноз, а у 70–90% изменяется терапия.

Кроме того, за прошедший год значительно вырос интерес к применению комплексных mHealth-продуктов с набором включенных услуг: медицинской аналитики, обучения, Больших Данных, страховой телематики, навигационных, правовых, финансовых и др.

Страховые компании активно осваивают mHealth, изучая новый тип застрахованных, так как им предстоит привести свои предложения в соответствие с изменившимися приоритетами трудоспособного населения. Мобильная медицина нацелена прежде всего на поколение «миллениумов», которое составит основную рабочую силу в 2015–2025 годах. Это поколение качественно отличается от предыдущего по мышлению и мировоззрению. Если в тройке приоритетов людей старше 45 лет на первом месте стоит зарплата, на втором — медицина и на третьем — баланс работы и личного времени, то в возрастной группе от 18 до 24 лет баланс находится на первом месте, медицина — на втором и лишь на третьем — зарплата. Это важно учитывать в управлении рисками при расчете программ медицинского страхования.

Примечательно, что среди компаний, которые в ближайшее время будут задавать тон на американском рынке цифровой медицины, в списке Fortune 500 в тройку лидеров входят cеть CVS Health (8 тыс. аптек и 900 клиник в торговых центрах), страховой концерн UnitedHealth Group и торговый альянс Walgreens Boots. К 2020 году Walgreens Boots намерен стать основным поставщиком первичной медицинской помощи в США, открыв в каждом магазине клинику, куда может зайти любой пациент без всякого прикрепления.

Финансовый прорыв

Настоящий прорыв произошел в финансировании телемедицины. В 2015 году было разрешено параллельное лицензирование врачей в 11 штатах, и практически сразу появилась новая категория врачей, которые работают только дистанционно в системах удаленного мониторинга пациентов на несколько штатов. И этот класс специалистов будет очень быстро разрастаться. Подавляющее большинство телемедицинских услуг, оказанных врачами общей практики в прошлом году, — это управление назначениями и обновление рецептов (86%), неотложная медпомощь, консультации беременных и патронаж новорожденных, наблюдение на дому, управление хроническими заболеваниями и психиатрическая помощь.

C 2015 года началась выплата страховых возмещений Medicare за телемедицинские услуги и услуги мобильного здравоохранения: за 20 минут интерактивного общения с пациентом, не присутствующим в кабинете врача, один раз в квартал доктор вправе получить 46 долл. Оплата остальных сеансов производится из других источников по договоренности с пациентом. Кроме того, с 2016 года намерен оплачивать сеансы виртуального обращения к врачу и крупнейший конгломерат частных страховщиков Blue Cross and Blue Shield, что внушает надежду клиникам, не имеющим достаточно средств на развитие мобильной медицины и не участвующим в программе Medicare.

Помимо этого, крупные страховщики продолжают эксперименты по финансовому стимулированию пациентов, ежедневно начисляя им вознаграждение за пользование носимыми устройствами и передачу данных. Накопленную сумму можно вычесть из ежемесячного страхового платежа или использовать в программах лояльности торговых сетей.

Контакт-центры и аутсорсинг

Практика показала, что врачи в амбулатории или стационаре не успевают после очного взаимодействия с пациентом обработать еще и данные mHealth и пообщаться с пациентами удаленно. Поэтому пациент, чтобы получить дистанционные услуги, взаимодействует с медицинским контакт-центром.

Одно из наиболее развитых направлений удаленных медицинских услуг — телерадиология. В США работает более 500 телерадиологических центров, однако дистанционное консультирование, анализ медицинских изображений и гистологических препаратов проще развивать в менее дорогих странах. Растущий поток пациентов и дефицит специалистов порождает рост спроса на телерадиологов вне страны и тех, кто может работать ночью. Заключения и решения может выносить только врач с местной лицензией, а удаленные центры делают лишь предварительный анализ. Поэтому поставщики диагностических услуг, требующих мнения высококвалифицированных экспертов, прибегают к аутсорсингу либо вывозят своих специалистов в другие страны, где вокруг них формируется коллектив местных врачей.

Доля пациентов, имеющих доступ к своим данным, составила в 2014 году 38%, на 10% больше чем в 2013-м. При этом вопросы конфиденциальности и защиты информации стали волновать пациентов заметно меньше: в 2014 году эта проблема была актуальна лишь для 18% пациентов, тогда как годом ранее ею были озабочены 28%

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF