Чрезмерное восхваление технологий обычно заканчивается одинаково: X произведет настоящую революцию. Кардинально изменит правила игры. Перевернет компанию, отрасль, весь мир, а может, и Вселенную.

В реальности все гораздо прозаичнее. Вполне возможно, что X и внесет коррективы в жизнь отдельно взятых людей в некоторых компаниях, но не более того, а бизнес, как всегда, набьет себе очередных шишек.

Именно так произошло с концепцией Bring Your Own Device, в соответствии с которой сотрудникам разрешено было приносить с собой на работу собственные портативные и настольные компьютеры, смартфоны, планшеты и т. д. Работодатель при этом снимал с себя ответственность за покупку всей этой техники и поддержку соответствующего оборудования и инфраструктуры. При использовании облачных систем такой подход должен был решить все проблемы. Компании экономят деньги, а сотрудники используют то, что им нравится. Все оказываются в выигрыше, не так ли? Не совсем.

Результаты исследования, проведенного отраслевой ассоциацией CompTIA, показывают, что многие компании уже отказываются от подхода BYOD при выборе основного рабочего устройства для своих сотрудников. В 2015 году о том, что не применяют BYOD, сообщили 53% участников опроса. Между тем в 2013 году таковых насчитывалось только 34%.

«В отличие от того, что происходило еще пару лет назад, сегодня не все спешат нырять в этот омут, — отметила директор компании Softchoice по поддержке клиентов Эрика ван Ноорт. — Все, кто хотел, уже проделали это».

Исследование продемонстрировало, что лишь очень небольшой процент организаций — как правило, это представители малого бизнеса — придерживаются BYOD и полностью отказываются от покупки устройств.

Юридические и финансовые аспекты

Когда тенденция BYOD только зарождалась, многие компании поддержали ее не задумываясь. «Никакой политики там не было вообще», — заметила ван Ноорт.

«А между тем многие моменты здесь требуют тщательной проработки», — указал партнер компании Fisher & Phillips Крис Боман.

Использование сотрудником на работе своего личного устройства вызывает юридические вопросы по целому ряду причин — cкажем, должен ли он получать компенсацию за выполнение работ на собственном телефоне.

«Ярким примером такой компенсации являются командировочные, — отметил Боман. — Разница заключается в том, что размеры соответствующего возмещения определены законодательно. Никаких тарифов и расценок, регламентирующих использование телефонов, не существует».

Во многих организациях уже поняли: тех же целей, что и при подходе BYOD, можно достичь, если выдать сотрудникам мобильные устройства, предоставив им выбор из нескольких возможных вариантов

BYOD стирает грань между рабочим и нерабочим временем. Возникает вопрос, обязан ли работодатель оплачивать это время?

Непонятны и права, которые работодатель получает в отношении устройства, принадлежащего сотруднику. «При использовании рабочих или бизнес-технологий за работодателем обычно остается право проверять и отслеживать ваши устройства, — подчеркнул Боман. — А как поступать, если технологии предоставляет сам сотрудник?».

CYOD

Во многих компаниях уже поняли: тех же целей, что и при реализации инициатив BYOD, можно достичь, если выдать сотрудникам мобильные устройства для работы, предоставив им при этом выбор из нескольких возможных вариантов.

Такой подход сформировал отдельную тенденцию — Choose Your Own Device (CYOD). Работодатель может сказать: «Это будет не ПК. Можно использовать iOS и соответствующее устройство, но мы предлагаем сотрудникам различные платформы на выбор, с тем чтобы они были довольны».

На начальном этапе у концепции BYOD имелась и другая притягательная черта: она позволяла сделать рабочее устройство удобным и привлекательным для молодых сотрудников, выросших уже в мире iOS. «Это совершенно другое поколение, которое даже не знает, как обращаться с ПК», — заметила ван Ноорт.