«АйПиМатика» — крупный поставщик на российский рынок оборудования IP-телефонии и ВКС. Генеральный директор компании Михаил Усов рассказал Computerworld об актуальных тенденциях в индустрии корпоративных коммуникаций.

— Как концепция облачных вычислений повлияла на рынок коммуникационных решений корпоративного класса?

Прежде всего меняется структура спроса на телефонное оборудование и услуги телефонии. Многие телекоммуникационные операторы сейчас пытаются расширить набор услуг за счет предложений, востребованных рынком. Виртуальная, или облачная, АТС — одна из услуг такого рода. Однако недостаточно лишь включить ее в перечень услуг. Опыт успешных провайдеров показывает, что распространение облачных сервисов для корпоративных коммуникаций сильно зависит от их рекламы. Для пользователей, конечно, важны удобные настройки, простое подключение, но для начала клиенты должны знать, к кому обратиться за услугами и какое оборудование им понадобится. Например, компания «Манго Телеком» не просто предлагает услугу виртуальной АТС и активно рекламирует ее, но еще и предоставляет клиентам специальное оборудование. Это оборудование «Манго Телеком» в больших объемах приобретает у нас. Таким образом, распространение облачных вычислений одновременно стимулирует продажи и виртуальных АТС, и оборудования для их реализации.

— В каких сегментах влияние облачных вычислений наиболее ощутимо?

Основной заказчик облачных АТС — очень небольшие компании. От владения собственными аналоговыми или цифровыми АТС обычно отказываются либо компании с небольшим числом сотрудников, либо предприятия с распределенной структурой, которым удобнее с помощью облачных АТС объединить свои подразделения в общую коммуникационную сеть. Зачастую у малых компаний недостаточно средств для покупки своей АТС, чтобы организовать полноценные корпоративные коммуникации. Облачные технологии позволяют им сделать это. Хотя операторы облачной телефонии активно продвигают свои продукты, пользователям все же трудно сориентироваться. В этих условиях одним из важных конкурентных преимуществ оператора становится пакетное предложение для клиента. И для перехода к облачной модели очень важно наличие в этом пакете совместимого оборудования для рабочих мест.

Михаил Усов: «Распространение облачных вычислений одновременно стимулирует продажи и виртуальных АТС, и оборудования для их реализации»

— Как меняется спрос на оборудование из-за распространения облачной телефонии?

По мере того как облачные АТС набирают сторонников, замедляется рост продаж аппаратных АТС. По прогнозам J’son & Partners Consulting, продажи услуг виртуальных АТС в ближайшее время будут увеличиваться на 30% в год, а рост продаж «железных» АТС составит примерно 4–5% в год. В абсолютных показателях продаж традиционные офисные АТС пока лидируют, но все идет к тому, что виртуальные станции их обгонят. При этом спрос на терминальное оборудование, особенно на телефоны, неуклонно растет.

— Продажи аналоговых телефонов тоже растут?

Общая тенденция такова: при расширении и создании новых офисов компании отдают предпочтение современному оборудованию — IP-телефонам и IP-АТС. А если в компании имеется коммуникационная инфраструктура прежнего поколения, переход к современным коммуникациям и к облачной модели обычно осуществляется при помощи шлюзов или путем привязки унаследованных аналоговых и цифровых АТС к облачной телефонной станции. В этом случае некоторые закупают и традиционные телефоны. Вообще стратегии перехода к облачным коммуникациям могут быть разными.

— Возможна ли полная смена модели финансирования коммуникационных систем с CAPEX на OPEX в результате перехода к облачной телефонии?

Скорее всего, это невозможно. Есть небольшое число предприятий, чей бизнес связан с обслуживанием пользователей, которым не нужны настольные телефоны, вместо них они используют ПК с установленным коммуникационным клиентом и гарнитуру. Это могут быть, например, провайдеры открытых офисных пространств. Такие компании, пожалуй, могут обойтись без капитальных вложений в коммуникационную среду и, купив услуги облачной АТС, перейти к финансированию по модели OPEX. Но если предприятие заинтересовано в том, чтобы использовать стационарные IP-телефоны, то капитальные вложения сделать придется. Терминалы и сейчас недешевы. Порой именно это обстоятельство становится барьером для перехода к IP-телефонии и облачным коммуникациям.

— Как распространение облачных технологий повлияло на стратегию «АйПиМатики»?

Мы продолжаем наращивать продажи терминалов. Этот бизнес растет быстрее, чем продажи АТС или шлюзов. Но наша главная задача остается прежней — обеспечить совместимость телефонов с различными коммуникационными платформами. Только если раньше мы акцентировали внимание на совместимости телефонов с «железными» АТС, то теперь в фокусе — сопряжение с виртуальными телефонными станциями. Одно из наших преимуществ в том, что мы готовы удовлетворить запросы заказчиков по доработке телефонов. Например, по просьбе «Манго Телеком» мы попросили вендора доработать телефоны таким образом, чтобы они отображали остаток денежных средств на балансе абонента по завершении разговора или при нажатии специально запрограммированной кнопки. Большое внимание мы уделяем автоматической удаленной настройке телефонов, которая позволяет операторам существенно экономить на обслуживании терминалов, предоставляемых клиентам. Еще одно важное направление бизнеса связано с продвижением видеорешений для корпоративных заказчиков — SIP-видеокамер, абонентских терминалов ВКС, видеорегистраторов и др. Здесь присутствуют и набирающие популярность облачные сервисы для ВКС и видеонаблюдения, оборудование для которых мы также поставляем.

— Как обеспечить преемственность поколений в корпоративных коммуникационных системах, учитывая появление новых стандартов и протоколов, таких как WebRTC?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно новые стандарты и технологии планируется использовать вместе с унаследованной инфраструктурой. Если говорить о технологии WebRTC, которая позволяет осуществлять видеозвонки прямо из браузера, то она несет в себе некоторые возможности для клиентов, нацеленных на реализацию корпоративных коммуникаций без специального оборудования. Но такую технологию нельзя рассматривать как замену настольным телефонам. Скорее это дополнительный сервис, позволяющий клиентам позвонить прямо с сайта. Возможно, какие -то­ компании уже готовы отказаться от традиционных телефонных систем и полностью перейти на WebRTC, но пока эта технология еще недостаточно зрелая и не может обеспечить тот функционал, который дает бизнесу современная IP-телефония. Что касается других стандартов, например в области мобильной связи, то для их интеграции в действующую систему коммуникаций заказчики могут использовать гибридные технологии и шлюзы. Это позволяет совместить унаследованные аналоговые, цифровые или IP-системы, а также «железные», облачные, стационарные или мобильные коммуникационные системы в одно целое. Наши заказчики проявляют большой интерес к различным шлюзам, например к шлюзам VoIP-GSM, к АТС, путем добавления в которые небольшого модуля можно получить линию мобильной связи стандарта GSM. Мы и сами активно используем такие гибриды, например используем и облачную телефонию «Манго Телеком», и собственную аппаратную АТС, и линии GSM, и традиционные аналоговые линии в качестве резервной связи на случай отключения Интернета.