Главным пропагандистом планшетной платформы был Стив Джобс, и после его смерти никто не смог в полной мере взять на себя эту роль

Даже после выпуска компанией Apple новых моделей планшетных компьютеров прогнозы относительно поставок и продаж планшетов на 2014 и ближайшие годы по-прежнему не внушают особого оптимизма.

Компании Gartner и IDC существенно снизили свои прогнозы поставок и продаж планшетных компьютеров на 2014-й и последующие годы, указав прежде всего на более долгий по сравнению с ожидавшимся срок эксплуатации клиентами уже имеющихся у них устройств. (Этот параметр называют «скоростью обновления». — Прим. ред.)

В Gartner ранее ожидали, что рост продаж планшетов по итогам года составит 13%. Затем этот прогноз был снижен до 11%. По оценкам IDC, снижение темпов продаж окажется еще более значительным. Если в июне прогнозировался рост на уровне 12,1%, то уже в сентябре он сократился до 6,5%.

В США дела обстоят еще хуже, поскольку более половины домохозяйств уже имеют планшеты. И если некоторое время назад аналитики полагали, что эти устройства будут использоваться в течение трех лет, то теперь становится понятно, что срок этот может существенно удлиниться.

Согласно последним прогнозам IDC, рост продаж планшетов в США в текущем году составит лишь около 1,5%, а в 2015 году уменьшится до 0,4%. Ожидается, что спад продаж продлится по крайней мере до 2018 года. С учетом гибридных устройств типа «два в одном» (например, Surface Pro с клавиатурой) ситуация выглядит чуть лучше.

«В США общий уровень проникновения планшетов выше — более половины домохозяйств имеют хотя бы одно такое устройство, и это приводит к замедлению темпов роста, — указал аналитик Gartner Микако Китагава. — Считается, что смартфон сегодня должен быть у каждого. Планшеты же на такое не претендуют. Ведь на ноутбуке вы можете проделать все то же самое, что и на планшете».

По словам аналитика IDC Тома Майнелли, темпы роста продаж планшетов в 2014 году замедлились до 5,8% (тогда как еще в первой половине 2013 года они составляли 88%). Столь стремительное снижение объясняется прежде всего удлинением цикла обновления устройств и возросшей популярностью телефонов с большими экранами, включая iPhone 6 Plus. Этот телефон имеет дисплей диагональю 5,5 дюйма, что вполне сопоставимо с экранами 7-дюймовых планшетов.

«По мере увеличения размеров дисплеев телефоны отбирают у планшетов все более ощутимую долю рынка, — подчеркнул аналитик компании Moor Insights & Strategy Патрик Мурхед.

«Мы полагаем, что рынок планшетов ждет рост, хотя и гораздо менее выраженный, чем ожидалось, — указал Майнелли. — Устойчивый спрос на новые модели iPhone с большими экранами означает, что подавляющее большинство потребителей предпочитают заменить телефон, а не планшет».

Когда в 2010 году на рынке появилась первая модель iPad, аналитики IDC полагали, что продолжительность эксплуатации планшетов составит около трех лет. Однако на практике срок их службы оказался значительно длиннее. Кроме того, планшеты гораздо чаще, чем другие электронные устройства, передаются от одного члена семьи к другому. Лишь очень небольшой процент высококачественных планшетов больше не используется. Остальные же продолжают успешно эксплуатироваться и по прошествии трех лет. В результате имеющаяся база планшетов продолжает увеличиваться, а у потребителей нет весомых стимулов к покупке новых продуктов.

«В условиях, когда планшеты дешевле 100 долл. уже обладают вполне приличными потребительскими характеристиками, мы видим, что на развитых рынках на каждого пользователя приходится два или даже больше планшетов».

По прогнозам IDC, на планшеты Android, часть которых уже дешевле 100 долл., в этом году придется 65,7% глобальных продаж. В дальнейшем же их доля будет сокращаться, несмотря на то что в абсолютном выражении цифры будут расти. Планшеты iPad в 2014 году займут 28,9% глобального рынка, а к 2018 году их доля сократится до 26,6%. Доля планшетов, работающих под управлением Windows, к 2018 году увеличится с 4,9 до 11%. В общей сложности, по оценкам IDC, во всем мире будет продано 233 млн планшетных компьютеров и устройств типа «два в одном», а к 2018 году объем продаж достигнет 303 млн единиц. В Gartner полагают, что в текущем году продажи составят 229 млн единиц, а к 2015 году они вырастут до 273 млн устройств.

Наряду с увеличением продолжительности жизненного цикла планшетов следует учитывать и появление новых устройств, например умных часов.

«Конечно, планшеты никуда не исчезнут, но первая их волна уже прошла, и сегодня они воспринимаются скорее как традиционные компьютеры, чем как устройства, которые каждый обязан иметь в своем арсенале, — заметил аналитик компании J. Gold Associates Джек Голд. — Выбор у пользователей сегодня широк как никогда, и они приобретают планшеты лишь в тех случаях, если действительно возникает такая необходимость. Мода на эти устройства уже прошла».

Аналитик Enderle Group Роб Эндерле считает, что срок службы планшета должен составлять около пяти лет, а в условиях наступления умных часов и достаточно устойчивого спроса на смартфоны и портативные компьютеры продажи планшетов будут падать, ведь речь идет уже о «промежуточных продуктах».

Эндерле высказал интересную, хотя и спорную мысль, объясняющую падение темпов продаж планшетов.

«Стив Джобс был главным пропагандистом планшетной платформы, и после его смерти никто не смог в полной мере взять на себя эту роль, — указал Эндерле. — А без активного и эффективного продвижения сегмент планшетов, не особенно популярный до инициатив Джобса, вполне может вернуться на исходные позиции».

 

Российский рынок планшетов

 

IDC, 2014

В IDC подвели итоги очередного исследования российского рынка планшетных компьютеров. Согласно IDC Quarterly Tablet Tracker, в нашу страну в третьем квартале было поставлено около 2,37 млн планшетов, на 1,4% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В денежном выражении рынок сократился на 33,4%.

Старший аналитик IDC Наталья Виноградова отметила успешность бюджетных устройств таких брендов, как Explay, Irbis, MegaFon, Oysters, Prestigio, Supra и teXet. Средняя цена устройств по результатам третьего квартала осталась на прежнем уровне и составила 211 долл. Самой популярной операционной системой продолжает оставаться Android — ее доля составила 89,2% рынка.

«Рост поставок планшетов 2014 году ощутимо замедлился, и многие мировые производители стали пересматривать свои бизнес-планы, понимая, что период бурного роста спроса закончился, подчеркнула Виноградова. — Рынок находится сейчас в достаточно сложной ситуации. С одной стороны на него оказывает давление сегмент недорогие ноутбуки, а с другой — смартфоны с большими экранами… В 2015 году эта тенденция сохранится. В связи с этим планшет как категория начинает постепенно отодвигаться на второй план — он не является полноценной заменой ПК, а недорогой телефон с большим дисплеем более удобен для выполнения задач, на которые рассчитан планшет».