Вивек Ранадив признает: компании придется серьезно порабоать над умением пропагандировать преимущества своих решений
Tibco

Центральной темой международной конференции Tibco Now, которую компания Tibco Software провела в начале ноября в Сан Франциско, стала платформа быстрых данных — так в компании теперь обозначают весь комплекс своих продуктов. Tibco хорошо известна в мире ИТ прежде всего как ведущий независимый производитель программных решений по интеграции приложений, обработке событий и управлению бизнес-процессами. Но за последнее время с приобретением сразу нескольких компаний, специализирующихся на бизнес-аналитике, из которых наиболее заметны Spotfire и Jaspersoft, продуктовый портфель Tibco пополнился решениями в этой области. И явно назрела необходимость объединить это разнообразие некой общей стратегической идеей.

«Мы видим миссию компании, консолидирующую все наши решения, в том, чтобы предоставить нужную информацию в нужном месте в нужное время и в правильном контексте, — заявил Вивек Ранадив, основатель, президент и генеральный директор Tibco Software. — Именно это позволяет делать платформа быстрых данных».

Как объяснил Ранадив, быстрые данные в Tibco рассматривают как эволюцию концепции Больших Данных. Если последние в большинстве случаев отождествляют с очень большими хранилищами данных, которые далеко не всегда способны принести реальную пользу бизнесу, то быстрые данные комбинируют накопленные исторические данные с данными, полученными в реальном времени, предоставляя возможность на основе анализа этой информации предпринимать эффективные действия.

Эта направленность на действие, на поддержку принятия точных оперативных решений — ключевая характеристика платформы быстрых данных Tibco. Собственно, об этом в компании говорили и раньше, когда ее программный портфель был сосредоточен вокруг систем интеграции и обработки событий. Но, видимо, реальная возможность поддержки принятия решений действительно появилась в результате интеграции традиционных систем Tibco и вновь приобретенных аналитических решений.

В личной беседе директор по технологиям Tibco Матт Куинн признал, что компания сегодня представляет первую версию комплексной среды, в которой удалось интегрировать три уровня технологий — интеграцию приложений, обработку событий и аналитику. Помимо общего видения, на конференции было сделано множество анонсов, касающихся отдельных компонентов платформы быстрых данных. Ряд из них наглядно иллюстрирует синергию традиционных продуктов Tibco c новыми аналитическими функциями. Представленные новшества Куинн объединил в три группы — усовершенствование функций платформы, упрощение использования входящих в ее состав продуктов и более простые способы предоставления возможностей платформы пользователям.

В основе платформы быстрых данных лежат средства интеграции, которые в Tibco строят на различных механизмах передачи сообщений. Один из них — выпущенная три года назад система FTL — реализует высокопроизводительную одноранговую (peer-to-peer) передачу данных между двумя узлами. Это решение, востребованное, как отмечают в Tibco, во многих интеграционных задачах финансовых, транспортных, телекоммуникационных компаний, теперь непосредственно доступно из системы интеграции приложений ActiveMatrix BusinessWorks и системы обработки событий StreamBase, а также может взаимодействовать с другим базовым решением — Enterprise Message Service, шиной передачи сообщений по стандарту Java Message Service.

Система обработки событий StreamBase получила два важных дополнения. Интеграция с аналитическим компонентом Enterprise Runtime for R позволяет запускать обработку событий при каждом обновлении статистических моделей, построенных в системе Spotfire. Кроме того, StreamBase теперь поддерживает широкий набор открытых коннекторов (MQTT, OSIsoft Pi, Insteon X10, iBeacons, Google Glass, Garmin, SDR, OBD-I) для получения потока событий с разнообразных устройств. Тем самым Tibco делает свой вклад в реализацию Интернета вещей. Объявлено также о поддержке HTML5 в системе построения инструментальных панелей Live Datamart, что позволит сделать более наглядным представление данных о событиях и процессах и реализовать панели управления в различных формах — настольные клиенты, мобильные или веб-приложения и пр.

Что касается простоты использования, то к этой категории усовершенствований в Tibco отнесли встроенные средства генерации отчетов JasperReports Server для системы управления бизнес-процессами ActiveMatrix BPM, которые предоставляют статистику по процессу и другие важные данные в наглядном виде непосредственно в BPM-системе. Кроме того, в BPM улучшена поддержка кейс-менеджмента — управления процессом, который может меняться в зависимости от ситуации.

В системе управления мастер-данными появились возможности создания собственных MDM-приложений и готовые шаблоны для управления данными о клиентах и для мастер-данных предприятий определенных отраслей, например телекома.

Улучшения с точки зрения доставки возможностей своей платформы в Tibco связывают с облачной моделью. На конференции, в частности, был анонсирован новый сервис Simplr для интеграции данных между популярными SaaS-приложениями, социальными сетями и облачными аналитическими сервисами, такими как Spotfire Cloud.

На Tibco Now также была представлена новая система цифрового маркетинга Engage. Как утверждают в Tibco, она демонстрирует все возможности, которые способна предоставить платформа быстрых данных.

О быстрых данных сегодня говорит не только Tibco. В IBM, например, утверждают, что первыми ввели этот термин. Вивек Ранадив считает IBM пока единственным конкурентом Tibco на рынке быстрых данных. И главу компании не смущает, что в Голубом Гиганте в значительной степени связывают реализацию этой концепции с высокопроизводительными системами обработки и хранения данных, которыми владеет корпорация. Напротив, Ранадив считает, что нейтральность по отношению к аппаратной платформе является преимуществом Tibco, особенно в условиях такой ярко выраженной тенденции, как консьюмеризация ИТ, которая подразумевает возможность широкого выбора у клиента.

Над чем компании придется серьезно поработать, отмечает Ранадив, так это умение активно пропагандировать преимущества своих решений. «В Tibco сложилась инженерная культура, мы всегда скептически относились к рекламе, придавая первостепенное значение реальной силе наших продуктов. И это работало — наши клиенты нам всегда доверяли. Но теперь продуктовый портфель Tibco сильно изменился, и мы видим необходимость заняться самопродвижением. Этому надо будет учиться», — заметил Ранадив.

Буквально через несколько недель после того, как компания Tibco, поставляющая своим клиентам программные инструменты бизнес-­анализа и связующее ПО, сообщила о рассмотрении альтернативных бизнес-сценариев на долгосрочную перспективу, прозвучало объявление о покупке Tibco частным инвестиционным фондом Vista Equity Partners. Общая сумма сделки составит около 4,3 млрд долл. Совет директоров Tibco единогласно одобрил достигнутое соглашение.

В последних кварталах оборот Tibco увеличился, однако цена акций упала, поскольку прибыль у компании сокращалась. В начале сентября появились сообщения о грядущей продаже Tibco, после чего в компании подтвердили, что рассматривают стратегические и финансовые альтернативы.

Слухи о продаже Tibco ходят уже на протяжении нескольких лет, а в качестве потенциального покупателя в них чаще всего называли SAP.

В настоящее время Tibco также пытается осваивать рынок бизнес-анализа, где ее инструментарий исследования данных Spotfire конкурирует с Tableau. В начале текущего года Tibco купила компанию Jaspersoft, создателя ПО обеспечения бизнес-анализа с открытым кодом.