Часть пожилых пациентов, вероятно, не захотят общаться с врачами по Интернету, но для молодого компьютернограмотного поколения онлайн-визиты со временем станут стандартом

Старение населения и повсеместное распространение широкополосного доступа к Интернету способствуют бурному процветанию телемедицины, удобной и менее дорогостоящей альтернативы традиционным посещениям врачей.

По прогнозу аналитиков компании Deloitte, в этому году в США и Канаде 75 млн из 600 млн визитов к врачам-терапевтам будут электронными — в недавно опубликованном докладе аналитики так и называют их – eVisits.

По оценкам Deloitte, общая стоимость первичных посещений врачей во всем мире за год составляет 175 млрд долл. Число электронных визитов в этом году, по прогнозу, достигнет 100 млн — это впятеро больше, чем в 2012-м, и потенциально позволит сэкономить свыше 5 млрд долл.

В ноябре прошлого года в Медицинском центре Питтсбургского университета переработали портал для пациентов и начали предлагать услугу AnywhereCare — возможность в любое время суток дистанционно обратиться к врачу и пообщаться с ним по телефону или видеоконференции.

Как сообщают в Центре, 80% пациентов довольны услугой Anywhere­Care. Им нравится удобство и быстрота дистанционного обслуживания, говорит Наташа Соколович, директор Центра по телемедицине.

«Благодаря новой системе услуги оказываются быстрее, — подчеркивает она. — Пациент может получить врачебную консультацию в течение получаса».

К электронным посещениям врачей, или телемедицине, относятся обмен документами по электронным каналам, телефонные консультации, переписка с врачами по электронной почте или SMS, а также видеоконференцсвязь.

Подавляющее большинство электронных визитов, как полагают в Deloitte, будут сводиться к получению информации и снимков от пациента через электронные формы и анкеты, а не к непосредственному контакту с врачом по Skype или иным подобным инструментам.

«Пациенты с определенными симптомами, например с насморком, першением в горле, аллергиями, инфекцией мочевого пузыря или угрями, смогут просто заполнить онлайн-форму и получить диагноз, а также, если необходимо, рецепт», — пишут аналитики Deloitte.

Не все первичные врачебные консультации можно будет провести в электронной форме, но, даже если доля eVisits составит лишь 30–40% общего количества, это, по оценкам аналитиков, уже будет рынок объемом в 50–60 млрд долл.

Пациенты, чтобы воспользоваться сервисом AnywhereCare, заполняют онлайн-анкету по симптомам и ждут ответа от первого свободного медика. Можно также посмотреть назначенное время консультации, увидеть результаты анализов и зайти в свою электронную медицинскую карту.

Старая версия портала позволяла обращаться к врачам только тем из пациентов, кто наблюдался у терапевтов в одном из учреждений сети, а ожидание ответа занимало до суток. С ноября прошлого года, когда ввели в действие AnywhereCare, было проведено уже 2100 виртуальных консультаций.

По словам Соколович, она надеется, что электронные визиты снимут часть нагрузки по оказанию первичных услуг, что важно с учетом прогнозов о росте нехватки терапевтов в стране.

В опросе, проведенном в 2012 году по заказу ассоциации Physicians Foundation, приняли участие 13 575 врачей, средний возраст которых составил 54 года. Средний возраст медиков, состоящих в Американской медицинской ассоциации, — 49 лет. А по данным Американской ассоциации медицинских вузов, четыре из десяти американских врачей имеют возраст 55 лет или старше.

Как полагают в Deloitte, самой большой доля электронных визитов, скорее всего, будет в Северной Америке; по прогнозу аналитиков, уже скоро она достигнет 25% общего рынка медицинских услуг.

По данным Deloitte, за 2010 год в США всего произошло около 1,2 млрд посещений кабинетов врачей — это 3,3 посещения в расчете на каждого гражданина страны. Чуть больше половины посещений в 2010 году пришлась на долю терапевтов. Продление рецептов, кашель, боль в животе, краснота в горле, боль в ухе и кожная сыпь стали причиной свыше 110 млн обращений — все их можно было бы заменить на электронные, уверены в Deloitte.

Соколович убеждена: «По мере того как потребители узнают о существовании медицинских онлайн-платформ, они начнут рассчитывать на то, что подобные системы есть в любом медучреждении. Онлайн-визиты станут стандартным способом получения консультаций при простудах, кашле, конъюнктивитах и прочих распространенных жалобах».