Произошедшее — далеко не первый пример из сомнительной практики Facebook в отношении вопросов конфиденциальности

Недавние сообщения о том, что компания Facebook, манипулируя лентой новостей, проводит психологические исследования, затронувшие почти 700 тыс. человек, вызвало озабоченность у аналитиков и пользователей. Авторы сообщений утверждают, что в Facebook позволили исследователям управлять позитивной и негативной информацией, которую пользователи видят в социальных сетях, чтобы проверить возникающие у них при этом эмоции.

 

«Думаю, все это подрывает доверие к Facebook со стороны тех пользователей, которые рассчитывали, что соцсеть обеспечит их защиту, — отметил Патрик Мурхед, аналитик компании Moor Insights & Strategy. — Потеря доверия обусловлена двумя причинами. Речь идет, во первых, о манипуляции в порядке эксперимента эмоциональным состоянием пользователей при помощи ленты новостей. А во вторых, о публикации результатов исследования на внешних источниках. Пользователи Facebook не желают ощущать себя подопытными крысами».

 

В рамках эксперимента Facebook пыталась повлиять на то, какие именно сообщения и фотографии будут просматривать 700 тыс. ее англоязычных пользователей в ленте новостей. Социальная сеть предоставляла исследователям возможность обеспечивать в различных ситуациях преобладание позитивных или негативных комментариев и оценивать, какое влияние оказывают эти комментарии на эмоциональное состояние пользователей.

 

Пользователям не показывали обычные комментарии их друзей, а ограничивали ленту информацией, над которой выполнены соответствующие манипуляции.

 

Исследование выявило, что те пользователи, кому демонстрировали больше положительных комментариев, оставляли в основном комментарии позитивного характера, а те, кто просматривали негативные комментарии, реагировали негативно.

 

Официальной реакции Facebook на произошедшее так и не последовало, хотя аналитик Facebook Адам Крамер извинился перед возмущенными пользователями. «Будучи одним из непосредственных участников этого эксперимента, хотел бы заверить, что мы не желали никого огорчать, — пишет Крамер. — Вместе со своими коллегами готов принести извинения за то, как это исследование было преподнесено, и за волнение, которое было им вызвано. Оглядываясь назад, я понимаю, что позитивные результаты исследования не оправдывают тех страхов, которые оно породило». Крамер указал, что исследование затронуло всего лишь 0,04%, или одного из 2500 пользователей Facebook. Всего у социальной сети свыше миллиарда пользователей.

 

По мнению Хэдли Рейнольдса, аналитика NextEra Research, поступок Facebook, несомненно, достоин осуждения, однако не стал неожиданностью.

 

«Представители интернет-бизнеса проводят эксперименты над пользователями с самого зарождения электронной коммерции, — отметил Рейнольдс. — Поэтому нет ничего удивительного в том, что Facebook проверяет действие различных алгоритмов размещения контента на отдельных группах своих пользователей. Facebook просто использует возможность манипулировать эмоциями клиентов в своих собственных целях. Этот инцидент не разрушает имидж Facebook, но добавляет еще один камень в растущую стену недоверия, которая в конечном итоге приведет к изменению восприятия ценностей со стороны пользователей и в долгосрочной перспективе грозит упадком всему бизнесу».

 

Независимый аналитик Джефф Каган назвал проведенный эксперимент злоупотреблением доверием пользователей. «Facebook во всем этом видит лишь интересный эксперимент, но мы понимаем, что компания в очередной раз переступает черту, которую не следует переходить, — подчеркнул Каган. — Видимо, в Facebook решили, что злоупотребления по отношению к собственным клиентам вполне допустимы. И оправдания такому поведению быть не может».

 

Это далеко не первый случай из сомнительной практики Facebook в отношении вопросов конфиденциальности, однако пользователи не покидают сайт социальной сети. А следовательно, у Facebook нет особого повода для беспокойства и смены курса.

 

Между тем исследование показало, что пользователи признают право Facebook манипулировать их лентой новостей, коль скоро они согласились с правилами и условиями присоединения к социальной сети.

 

«Во главу угла сегодня ставятся цели исследования, а недовольство пользователей не наносит социальной сети особого вреда, — подчеркнул главный аналитик компании Enderle Group Роб Эндерле. — Но можно ждать подачи коллективных исков».

 

«Не думаю, что мы дождемся какого-то самоконтроля со стороны Facebook, пока компания не почувствует давление, — подчеркнул Каган. — Между тем правительства стран, в которых работает социальная сеть, вполне могут предпринять со своей стороны ответные действия. И если такое произойдет, компания получит урок, который обойдется ей очень дорого».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF