Валерий Лановенко: «Одной из главных задач всей индустрии является повышение уровня знаний участников рынка, чтобы потенциальные потребители облачных сервисов могли понять и оценить все их возможности»

Корпорация Oracle провела в Москве форум Oracle CloudWorld (см. «Облака против сложности», Computerworld Россия, № 10, 2014), крупнейшее, по утверждению московского офиса, бизнес-мероприятие корпорации в России. Валерий Лановенко, глава представительства Oracle в России и СНГ, ответил на вопросы Computerworld Россия.

Oracle трансформирует свои предложения от СУБД к полному спектру ИТ-решений. Каким образом эта трансформация отражается на российском бизнесе корпорации?

В 2014 году мы отмечаем 20-летие открытия офиса Oracle в России. За это время сформировалась огромная клиентская база крупных и средних предприятий, причем в некоторых организациях даже не подозревают, что применяют наши базы данных, так как они глубоко «зашиты» в их информационные системы. По мере развития продуктового портфеля мы расширяем взаимодействие с нашими традиционными клиентами и приобретаем совершенно новых. Теперь мы говорим с клиентами не просто о внедрении конкретных продуктов и технологий, а о комплексных проектах, способных преобразовать их бизнес. Накоплен значительный опыт, чтобы общаться с заказчиками — с директорами по персоналу, финансам, логистике — на языке бизнеса и требований их подразделений, предлагать им комплексные решения, включающие прикладные и аппаратные платформы, оптимизированные для совместной работы. Это именно то направление, по которому сегодня движется Oracle.

Облачные решения относятся к стратегическим направлениям Oracle. Насколько сегодня они актуальны для вас в нашей стране?

Чрезвычайно актуальны. Мы поддерживаем частные, публичные и гибридные облачные среды. Все, что Oracle предлагает на базе собственных ЦОД, мы можем также развернуть и на основе ИТ-инфраструктуры клиентов. В нашей стране пока более популярны частные облака. Заказчики видят в них возможности оптимизации и экономии. При консолидации множества разрозненных систем вы получаете выигрыш за счет масштаба, за счет интеграции систем хранения и других ресурсов. Понятно, что при этом растут затраты на телекоммуникации, но в то же время их стоимость постоянно падает.

Что для Oracle сегодня более важно на российском рынке: поставки инфраструктурных решений для частных облаков или предоставление сервисов как таковых?

Здесь речь не о нас, а о спросе и предпочтениях заказчиков. Все наши продукты готовы к облачному использованию. Частные облака — первый шаг к освоению концепции. Публичные облака также начинают привлекать активный интерес, в том числе из-за изменения в модели затрат, из-за возможности замены части капитальных расходов операционными. Кроме того, для многих важна гибкость облачной ИТ-инфраструктуры, позволяющая оперативно реагировать на конъюнктуру. К примеру, одна из телекоммуникационных компаний использует наши облачные сервисы, и это позволяет ей не приобретать дополнительные лицензии на CRM, которые нужны только в периоды пиковых нагрузок. В России мы видим десятки проектов на основе публичного облака Oracle. И это не только «пилоты». Многие офисы международных компаний повсеместно, включая Россию, используют наши облачные сервисы.

Считается, что программные решения Oracle — удовольствие дорогое, а предоставление их в качестве сервисов SaaS меняет дело. Это справедливо в наших условиях?

Вполне справедливо. Многие «пилоты», о которых я говорил, — для компаний среднего размера. Им сложно развернуть полнофункциональную систему ERP или CRM у себя, а часто и не нужно. А здесь они платят только за то, что используют, им не требуется устанавливать полное и избыточное решение. Кроме того, таким организациям гораздо легче управлять ИТ-затратами.

Какие облачные приложения вы рассматриваете в качестве наиболее перспективных?

Для любого крупного предприятия есть два важнейших комплекса бизнес-процессов и соответствующих им бизнес-приложений, повышающих в существующих условиях его конкурентоспособность; оба они связаны с людьми. Первый отвечает за эффективность работы с сотрудниками, второй оптимизирует взаимоотношения с клиентами. Для успешного развития бизнеса следует учитывать важность поиска, воспитания и удержания талантливых специалистов в собственных коллективах, а также своевременно и адекватно реагировать на изменения, часто радикальные, в предпочтениях заказчиков. Именно качество работы с людьми в значительной степени определяет сегодня успешность компаний.

Вы ставите перед собой задачу довести «облачные» доходы в России до определенной доли суммарного объема продаж?

Облачный бизнес в текущем году приносит в масштабах корпорации более 1 млрд долл. при общих доходах, превышающих 37 млрд долл. И в ближайшие несколько лет их облачная часть заметно возрастет, в основном за счет публичных сервисов. В нашей стране мы также ожидаем значительного повышения спроса на подобные услуги.

Облачные технологии меняют взаимоотношения с работающими в канале партнерами. Как в Oracle подходят к решению возможных проблем?

Во-первых, мы поддерживаем в нашем облаке разработчиков. На основе предлагаемых инструментов партнеры имеют возможность разрабатывать приложения, размещать их в облачном магазине и получать от этого определенный доход. Если говорить о партнерах-интеграторах, то в рамках облачного сотрудничества они не только могут предлагать и перепродавать сервисы Oracle, но и получают возможность интегрировать их с инфраструктурой, приложениями и бизнес-процессами заказчиков. Таким образом, интеграция переходит на более высокий уровень. И наконец, интеграторы строят частные облака для наших клиентов.

Для таких решений в Oracle предлагают интегрированные программно-аппаратные комплексы. Насколько они востребованы в России?

Это очень перспективное направление, в развитие которого за последнее время мы сделали серьезные инвестиции, в том числе в персонал и консалтинг. Применение интегрированных систем существенно сокращает усилия заказчиков на совмещение аппаратных и программных платформ, а также уменьшает время создания и внедрения ИТ-систем, не исключая участия в этих процессах наших партнеров-интеграторов. Продажи интегрированных систем увеличиваются в несколько раз. Один из примеров — развертывание Exadata Database Machine и Exalogic Elastic Cloud для нашего биллинга в компании «Челябэнергосбыт». Комплексный проект реализован также в «Спортмастере», программа лояльности «Малина» обрабатывает в час более миллиона транзакций в системе Oracle Siebel CRM на Oracle Exadata, есть внедрения Oracle Exalitics и SPARC Supercluster.

Каковы основные облачные планы Oracle в нашей стране?

Думаю, что одной из главных задач Oracle и всей индустрии является повышение уровня знаний участников рынка, чтобы потенциальные потребители облачных сервисов могли понять и оценить их возможности, осмысленно выбрать для себя необходимые услуги. Мы должны объяснять, как это работает, какие задачи решает, что и как мы делаем в других странах, а также демонстрировать это на опыте работающих в нашей стране международных компаний. Я уверен, что в ближайшие два года на долю облаков придется от 15 до 20% ИТ-рынка и что скоро в России появятся наши заказчики, которые расскажут о своих облачных успехах, которыми мы вместе будем гордиться.