Доходы операторов связи от традиционных услуг продолжают падать. Так, по данным Минкомсвязи РФ, за первые девять месяцев прошлого года доходы от фиксированной связи снизились у операторов на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Как и другие операторы, «Мастертел» ищет новые точки роста, при этом не предполагая становиться провайдером контента и заниматься несвойственной для него деятельностью, но намереваясь получать больше доходов от уже имеющейся инфраструктуры. «Если мы в чем-то не разбираемся, то не будем пытаться это развивать у себя. Мы профессионалы в телекоме, а не в ИТ» — так выражает позицию компании ее генеральный директор Виталий Езопов. Поэтому «Мастертел» был нужен партнер, с которым можно было бы имеющейся клиентской базе предложить востребованные облачные сервисы. В итоге в «Мастертел» остановили свой выбор на новичке рынка центров обработки данных — компании 3data, чья философия развития сети «домашних» ЦОД оказалась близка оператору.

Опираясь на предшествующий опыт работы по обслуживанию предприятий среднего и малого бизнеса, 3data видит неудовлетворенный спрос на услуги ЦОД со стороны небольших компаний, которые, как считает Илья Хал, генеральный директор 3data, крупным ЦОД неинтересны. Поэтому компания намерена развивать сеть небольших центров обработки данных, на несколько десятков стоек каждый. Обратившись туда, каждый клиент мог бы найти решение своей задачи, пусть и весьма незначительной. Эта концепция в формулировке главы 3data именуется «сетью интеллектуальных клубных дата-центров полного спектра услуг». Клиентам предлагается весь спектр услуг ЦОД — от размещения оборудования (colocation) до «истинно облачных» сервисов. Уже сейчас, как отметил Хала, на инфраструктурные сервисы IaaS приходится 50% оборудования. Однако основная ставка делается на развитие сервисов SaaS, что и привлекло интерес «Мастертел».

«Мастертел» располагает в Москве разветвленной оптической сетью, к которой подключено свыше 70% коммерческих зданий столицы (более 3400). Оператор хотел бы довести покрытие если не до 100%, то до 95% — каждый месяц подключается от 40 до 60 зданий. Однако предел экстенсивного развития уже близок, тем более что оператор не имеет планов экспансии в регионы. К тому же привлекать новых клиентов становится все сложнее — для этого им надо предложить нечто такое, чего нет у конкурентов. Одним из таких «убойных» аргументов Виталию Езопову видится новая услуга по интеллектуальной обработке видеопотоков (подсчет числа посетителей, повторных визитов и т. п.), которую оператор намерен предложить торговым центрам в парнерстве с 3data.

«Мастертел» собирается размещать свои узлы в ЦОД 3data — один такой узел уже находится на площадке в «Олимпийском». Для 3data это прямая возможность получить дополнительных клиентов — многие стремятся размещать свое оборудование рядом с оборудованием оператора. А для «Мастертел» это возможность привлечь дополнительных клиентов из числа клиентов 3data — сейчас это несколько сотен небольших компаний, но в дальнейшем, как рассчитывает Хала, их будет десятки тысяч.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF