Изучение мобильности во всех ее аспектах стало сейчас темой крайне популярной. Свои исследования представили Mail.ru Group и аналитическая компания Nielsen. В российской компании изучали портрет владельца планшетов и смартфонов, а также степень готовности Рунета удовлетворить его запросы. Представители Nielsen дали некоторую информацию как о зарубежных, так и об отечественных пользователях.

Данные Mail.ru были получены посредством более чем 850 тыс. счетчиков, установленных на сайтах с ежедневной аудиторией в 80 млн посетителей. Это, по мнению Александра Горного, директора по информационным технологиям компании, дало репрезентативную картину Рунета и его обитателей.

За год, с августа 2012 года по август 2013-го, прирост числа мобильных пользователей составил 54% — до 21,4 млн человек, это 29% всего количества посетителей российской части Сети. Чуть больше половины из них (53%) — мужчины. С ПК заходят чаще или совсем молодые (до 12 лет), или люди старше 35. В категориях 12-18, 19-24 и 25-30 лет мобильные пользователи преобладают, в возрастном диапазоне 31-35 наблюдается паритет.

Мобильные пользователи более активны в вечерний период, «настольные» — днем, что неудивительно. Однако, надо отметить, что беспроводная активность в рабочее время снижается не очень значительно, россияне и на рабочих местах не отказывают себе в посещении любимых сайтов с мобильных устройств. А стало быть, многое в корпоративных политиках безопасности нужно пересматривать. Велик ли смысл блокировать соцсети, если сотрудник зайдет в них с мобильного устройства? Много ли пользы принесут вложения в «антишпионские» решения, если по-настоящему интересующемуся вашим бизнесом человеку особо удавшаяся «инстаграмма» типа «я на рабочем месте» скажет об этом бизнесе больше тысячи слов?

Схожие данные, что интересно, были получены и Nielsen в ходе исследования Nielsen UK Android Panel: вечерний мобильный трафик хоть и превышает дневной, но не в разы.

Мэттью Хэстер, директор Nielsen по исследованиям группы «Телеком Европа», одной из черт современного владельца мобильного устройства назвал «рассеянное внимание» — привычку к одновременной работе, например, с телевизором и смартфоном или планшетом, которое, по его мнению оказывает большое влияние на многие аспекты поведения пользователя. Возможно, что вышеуказанное рассеивание внимания между рабочим ПК и смартфоном может иметь и дополнительные эффекты.

Из аспектов применения мобильных устройств наибольшего внимания Хэстера удостоилась их роль в процессе покупки, причем не обязательно онлайновой. По данным Nielsen, смартфоны и планшеты используются не только на предварительных стадиях изучения характеристик и сравнения цен — даже находясь уже в реальных магазинах перед совершением покупки, существенная часть покупателей в последний раз проверяет, не переплатят ли они.

Из всего этого Хэстер сделал вполне очевидный вывод, что мобильный Интернет будет все больше влиять на процесс совершения покупок. Сейчас глобальные затраты на мобильную рекламу составляют 16 млрд долл., это лишь 3% общих расходов на нее. Однако они будут расти, особенно с учетом того, что мобильность будет осваивать все новые сферы применения.