Дата-центр Pionen White Mountaines
ШВЕДСКИЙ ЦОД PIONEN WHITE MOUNTAINES располагается в оставшемся со времен «холодной войны» бункере на глубине 30 метров

Дата-центр Pionen White Mountaines шведского провайдера Bahnhof является едва ли не самым известным подобным объектом. Широкой публике этот ЦОД известен прежде всего своим шпионским антуражем и футуристическими дизайнерскими решениями, благодаря которым он выглядит скорее как объект искусства, а не как техническая площадка.

Pionen располагается в самом центре Стокгольма, в бывшем бункере, где шведское правительство намеревалось укрываться в случае атомного удара. Однако времена «холодной вой­ны» прошли, и бомбоубежище служит теперь мирным целям. Тем не менее его нынешние владельцы всячески стараются подчеркнуть нетривиальную предысторию этого помещения — так, в качестве дизель-генераторов используются переоборудованные двигатели с двух немецких подводных лодок, а сам центр гордо именуется прибежищем для врагов Джеймса Бонда — James Bond Villain Data Center.

И для этого есть определенные основания — Pionen известен как место, где хранит свои секреты Wikileaks. Шведское законодательство весьма либерально относится к нарушениям авторских прав: хостинговые компании в Швеции не обязаны предпринимать какие-либо действия по запросу правообладателей. Это привлекает в шведские хостинговые центры сайты, у которых в таких странах, как США, могли бы возникнуть проблемы. Как пояснил Густав Бергквист, технический директор Bahnhof, дата-центр не выдает информацию спецслужбам (только по постановлению суда, а таковое в Швеции получить непросто), как делают сейчас многие телекоммуникационные операторы, не подпадающие полностью под юрисдикцию шведского законодательства.

Помимо хорошего маркетинга, этот и другие дата-центры провайдера Bahnhof отличают и современные технические решения. В частности, в компании попытались переосмыслить само понятие энергоэффективности. «Что значит быть энергоэффективным?— говорит Бергквист. — С философской точки зрения это означает необходимость постоянно находиться в движении. Если подход «старой школы» заключался в обеспечении энергоэффективности внутри ЦОД и фокусировался исключительно на достижении как можно более низких значений PUE, то подход «новой школы» нацелен на достижение общей энергоэффективности — и внутри, и за пределами ЦОД».

Bahnhof стремится не только максимальной использовать энергию, но и стимулировать к этому своих клиентов. Для этого в стойках устанавливаются интеллектуальные блоки распределения питания ePDU производства Eaton, с помощью которых осуществляется измерение каждой фазы, текущей нагрузки (каждые две секунды). Клиенты платят только за реально потребленные киловатты, тогда как при традиционном подходе плата за электроэнергию включается в стоимость услуг, так что у клиентов нет стимулов для экономии потребления.

Но наибольшие ожидания в отношении экономии энергии в компании (и выгоду от такой экономии) связывают с проектом ее повторного использования. Обычно генеририруемое оборудованием тепло просто выбрасывается в атмосферу системой охлаждения. Но что если продавать это тепло местным теплоснабжающим компаниям? По оценкам Бергквиста, такой проект окупается за два—четыре года в зависимости от размера площадки, числа потребителей и других факторов. Выделяемое ЦОД Pionen тепло используется для обогрева тысячи квартир в Стокгольме, а тепло еще одного ЦОД позволит отапливать дополнительно 2,5 тыс. квартир. При этом, правда, пресловутый коэффициент PUE возрастает с 1,1 до 1,3, но зато 97% всей энергии используется повторно для обогрева квартир и офисов.