ПОСЛЕ ОСМОТРА ПАЦИЕНТКИ врач заносит жалобы и диагноз в ее электронную медкарту

Вслед за первым шагом в автоматизации московских поликлиник — внедрением системы управления потоками пациентов (СУПП) вскоре последует второй, гораздо более важный для врачей и пациентов — запуск электронных медицинских карт. От того, насколько успешно пройдет этот этап, во многом зависит жизнеспособность всего городского проекта создания единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС).

Апробация нового функционала, постоянно добавляемого в ЕМИАС, идет в четырех медучреждениях пилотной зоны. Одно из них — поликлиника № 138, входящая в состав консультационно-диагностического центра № 6 Северного округа, уже давно служит своего рода полигоном для инноваций. В конце августа Департамент информационных технологий Москвы продемонстрировал здесь использование сервисов, которые в ближайшее время планируется внедрить во все амбулаторно-поликлинические объединения столицы. На примере одной из пациенток, пришедшей на прием к терапевту, журналистам показали основные операции технологической цепочки медобслуживания: получение талона в инфомате, внесение в электронную медкарту результатов осмотра, жалоб и диагноза, направление на ультразвуковое исследование, заполнение протокола исследования с помощью голосового набора и, наконец, выписку больничного листа и электронного рецепта с последующей их распечаткой и выдачей льготного лекарства в аптечном киоске.

Как рассказала главврач КДЦ №6 Вера Сидорова, с электронной амбулаторной картой, в которую вливается множество медицинских документов, сегодня работают все врачи поликлиники, и теперь они могут уделять больше времени пациентам. «Все понимают, что это нужно», — ответила она на вопрос об отношении докторов к нововведениям. Хотя осваивать приложения приходится по окончании рабочего дня, и, конечно, адаптироваться к новым условиям легче молодым специалистам.

На своем АРМ врач может записать пациента к специалистам любого из пяти филиалов амбулаторного «куста» или самого КДЦ. Это одна из наиболее востребованных функций ЕМИАС: доля записей во время приема пациента составляет 29% всех записей в СУПП.

Заранее зная, кто и когда придет к нему в кабинет, благодаря электронной регистратуре, врач может ознакомиться в ЭМК с результатами предыдущих осмотров, заключениями, диагнозами, назначениями и ранее выписанными лекарствами. Это помогает снизить риск врачебных ошибок и несовместимости препаратов.

Риски ошибок уменьшает и сервис «электронный рецепт», позволяющий выписывать и обслуживать рецепты на льготные лекарства без использования бланков. Форма лекарственного назначения автоматически предзаполняется данными из базы ЕМИАС, врачу остается ввести название препарата, дозировку и способ применения. При этом он видит наличие препаратов в аптечном киоске и при необходимости может заменить назначенное лекарство на его аналог. Кроме того, в системе есть подсказки, и, по словам Сидоровой, этот сервис нравится всем врачам.

Медицинский персонал работает с 340 бумажными документами, журналами, справками и формами. За время приема пациента врач должен заполнить порядка 18 бумаг. Сервисы ЕМИАС только создают предпосылки для их замены на более удобные аналоги, соответствующие требованиям электронного документооборота. Однако для избавления врачей от лишней бумажной работы недостаточно автоматизировать их рабочие места, необходима серьезная переработка нормативной базы. И московские власти сделали шаг к ее изменению.

Из 68 документов, которые врачу нужно заполнять ежедневно, 27 потеряли свою актуальность, многим из них 30-40, а иногда и 50 лет, признал Леонид Печатников, и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития. По поручению Сергея Собянина подготовлены два приказа: один из них прекращает ведение 27 форм медицинской документации, которые не регламентированы федеральным законодательством, а созданная вторым приказом рабочая группа в течение месяца совместно с Минздравом составит список форм федерального уровня, которые можно упразднить.

По словам Печатникова, в ближайшее время в электронный вид будет переведено 30 документов, в цифровом виде будет вестись и отчетность по данным, которые вводятся в амбулаторную карту. Шесть форм медицинской документации, в том числе рецепты и листы нетрудоспособности, станут цифровыми с января 2014 года. Планируется также «провести работу» со страховыми компаниями по переводу документации в электронный вид.

Сегодня к ЕМИАС подключены 546 медучреждений: государственные поликлиники, диспансеры, консультации и диагностические центры. В проекте задействованы крупнейшие системные интеграторы: «Крок» обеспечивает процесс внедрения сервисов на местах, ЛАНИТ с помощью субподрядчиков разрабатывает программное обеспечение (в том числе систему электронных рецептов). IBS развивает и кастомизирует ядро ЭМК, создавая на платформе компании Marand систему интегрированной медицинской информации, в которой проектируются архетипы и шаблоны документов, а также хранятся заполненные экземпляры. Бизнес-логика и пользовательские интерфейсы «зашиты» в МИС для амбулаторных учреждений, разрабатываемой IBS вместе с компанией «Инфиннити». Кроме того, IBS в партнерстве с «Центром речевых технологий» создает возможность голосового ввода данных в ЭМК.

Внедрение ЭМК предполагается начать в 2014 году. По словам Артема Ермолаева, и.o. руководителя ДИТ, сервисы, опробованные в пилотной зоне, готовы к распространению на все амбулаторно-поликлинические объединения Москвы, но для того, чтобы начать их использование, предстоит обучить работе с ними около 40 тыс. врачей. Выписка электронных рецептов в Москве будет реализована в течение 14 месяцев, пообещал он. Обучение медперсонала оформлению документов на компьютере уже ведется, 10 тыс. врачей учатся «слепой» печати, а также разрабатывается приложение, которое сможет записывать рецепты «на слух».

По мнению Печатникова, введение электронного рецепта позволит сэкономить до 30% времени врача, так как рецепт будет находиться в компьютерной базе и после истечения срока его действия пациент сможет получить повторный без обращения к врачу.

Главврачи амбулаторных центров сегодня могут оптимизировать маршрутизацию потоков пациентов, переводя их с загруженных участков в другие поликлиники того же «куста». При этом объективные данные о времени ожидания пациентами приема узкого специалиста или обследования на дорогостоящем диагностическом оборудовании получает не только главврач, но и департамент здравоохранения.

Ситуационный центр, с которым работают управленцы, также был продемонстрирован в КДЦ № 6. Это надстройка над системой бизнес-аналитики, которая представляет руководителям данные в графическом интерфейсе — на карте города красным цветом подсвечиваются медучреждения, где возникла проблема с доступностью специалистов. Визуализация наглядно показывает, почему она возникла и что нужно сделать для исправления ситуации.

Нельзя сказать, что информатизация здравоохранения города идет гладко. Сказывается и недостаток методологии, и реформирование отрасли одновременно с внедрением ИТ, и нестабильность системы, которая строится «на ходу», и необходимость сращивать программные продукты разных разработчиков. Тем не менее ЕМИАС — один из немногих региональных проектов, которые внушают оптимизм — сильной командой, готовой браться за амбициозные задачи, устойчивыми финансовыми перспективами, административной поддержкой.