Иэн Симпсон IBM
ИЭН СИМПСОН: «В России во многом благодаря «Сколково», с которым сотрудничает наша компания, сложилась благоприятная ситуация для наращивания инвестиций в исследования»

В начале июля прошел финал чемпионата мира по программированию среди студентов (ACM ICPC), впервые — в России. То, что для проведения самого престижного в мире соревнования в области разработки ПО был выбран Санкт-Петербург, а также успешное выступление на нем российских команд, скорее всего, благоприятно повлияет на развитие оте­чественной софтверной отрасли. Однако эффект мог быть намного больше.

Петербург получил право принять у себя участников престижных соревнований благодаря своей известности в мире, а также усилиям, предпринятым руководством Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Немаловажным фактом было и то, что петербургские студенты шесть раз становились абсолютными чемпионами таких соревнований. К тому же в Петербурге традиционно проводится полуфинал ACM ICPC, директором которого на протяжении многих лет являлся декан факультета информационных технологий и программирования СПбНИУ ИТМО Владимир Парфенов.

На решение о месте проведения финала 2013 года наверняка повлияла корпорация IBM — генеральный спонсор ACM ICPC с 1997 года. Выбор России мог быть связан с тем, что в IBM заинтересованы в расширении штата своих российских подразделений, а организация соревнований программистов косвенно способствует рекрутингу.

Квалифицированные кадры могут понадобиться IBM, в частности, для быстрорастущего научно-технического центра компании. За последние 12 месяцев число его сотрудников возросло с 40 до 200. Набор осуществляется по всей России. «В России во многом благодаря ‘Сколково’, с которым сотрудничает наша компания, сложилась благоприятная ситуация для наращивания инвестиций в исследования», — считает Иэн Симпсон, директор московского научно-технического центра IBM.

Однако ни IBM, ни компания «Яндекс», ставшая локальным партнером СПбНИУ ИТМО по организации петербургского финала, не занимались на соревнованиях поиском талантов и непосредственно рекрутингом. «В нашей компании уже работают призеры чемпионатов прошлых лет. Будем рады, если когда-нибудь к нам придут участники нынешнего финала. Однако почти всех российских, украинских и белорусских участников мы и так знаем благодаря собственным академическим программам. Также нам хорошо знакомы фавориты из других стран. Сама концепция чемпионата не предполагала охоту за головами. Главная цель другая — поддержать среду, в которой могут расти и развиваться талантливые ребята», — считает Михаил Левин, руководитель академических программ «Яндекса».

Кроме формирования среды для развития талантов, финал чемпионата мира можно было использовать, например, для популяризации ИТ-специальностей, привлечения в страну высококвалифицированных кадров из-за рубежа и продвижения бренда «Россия» на мировом софтверном рынке. В Петербург приехали лучшие в мире студенты-программисты, которые уже сейчас готовы решать сложнейшие практические задачи и в ближайшие годы будут выбирать, где им работать. Можно было использовать и то, что организаторы пригласили с десяток зарубежных и примерно столько же российских журналистов.

Однако популяризацией никто специально не занимался. Замглавы Минкомсвязи Марк Шмулевич в начале года говорил о ней как о первоочередной задаче при решении кадровых проблем ИТ-отрасли, но ведомство едва ли воспользовалось благоприятной ситуацией.

Увы, несколько приглашенных организаторами представителей прессы не смогли попасть в Россию, вовремя не получив визы. Да и некоторым участникам с трудом разрешили въезд в страну. Проблему с визами для студентов помогли решить власти Петербурга.

«На фоне решений российского правительства о безвизовом режиме для спортивных болельщиков сложности со въездом в страну журналистов и будущих высококлассных специалистов выглядят, по крайней мере, странно», — считает президент «Руссофта» Валентин Макаров.

Через год у чиновников будет шанс исправиться: следующий финал чемпионата мира снова пройдет в России — в Екатеринбурге.