Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН) приступил к созданию инфраструктуры, которая должна обеспечить более гибкое управление данными Большого адронного коллайдера (БАК). Виртуализацию предполагается осуществлять за счет решений OpenStack, а управление конфигурацией организовать при помощи технологии Puppet.

Цель исследовательской организации заключается в том, чтобы изменить порядок оказания услуг ученым, работающим на Большом адронном коллайдере, который представляет собой 27-километровый круговой туннель, расположенный на глубине 100 м на границе Франции и Швейцарии в районе Женевы.

Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН)

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ приступил к созданию ИТ-инфраструктуры, которая должна обеспечить более гибкое управление данными Большого адронного коллайдера

«Одна из задач, которую нам предстоит решить, заключается в существенном наращивании масштабов инфраструктуры при неизменном количестве персонала и неизменных расходах, — отметил руководитель проекта сетей распределенных вычислений БАК Иан Берд. — Конечно, мы можем покупать дополнительное оборудование при фиксированном бюджете, но увеличивать объем предоставляемых услуг при том же количестве сотрудников невозможно».

Однако такая возможность открывается, если изменить способы решения задач. Цель ЦЕРН заключается в том, чтобы повысить эффективность за счет движения в сторону частного облака, в котором инфраструктура и платформа будут предлагаться в качестве сервиса. Необходимо динамично менять характер использования инфраструктуры. Сейчас ускоритель выключен, поэтому нагрузка на ЦОД центра ядерных исследований совсем не та, что была в прошлом году, когда БАК функционировал.

«Возникают ситуации, когда пользователи хотят во второй половине дня получить аналитический кластер из 50 машин, который через некоторое время будет освобожден, — сообщил Берд. — И мы должны предоставлять такого рода услуги».

Платформа OpenStack была выбрана ЦЕРН как имеющая наибольшие шансы на успех. Популярность OpenStack добавляет ей очков и с точки зрения подбора персонала.

«Люди у нас меняются — далеко не со всеми заключены постоянные контракты, — пояснил Берд. — А нам нужны специалисты с опытом, да и работникам, обладающим необходимыми знаниями, впоследствии легче будет устроиться куда-то еще».

От заказного программного обеспечения, которое будет управлять кластером, в ЦЕРН решили отказаться в пользу типового решения Puppet.

«Когда мы начинали расширять кластер для БАК, сервисов Google и Amazon в их нынешних масштабах еще не существовало, — отметил Берд. — Много усилий пришлось приложить для организации мониторинга и управления конфигурацией, но пару лет назад мы решили отказаться от этого и перейти на решения, поддерживаемые ИТ-сообществом».

В качестве возможных решений рассматривалось программное обеспечение Chef и Puppet, но в конечном итоге предпочтение было отдано второму варианту, который оказался ближе к собственной управляющей модели ЦЕРН. Развертывание Puppet и OpenStack ведется параллельно.

Сегодня инфраструктура ЦЕРН распределена между 160 ЦОД различных размеров, расположенными в самых разных уголках мира.

«Одна из причин такого подхода заключается в том, что имеющийся в нашем распоряжении ЦОД не в состоянии удовлетворить потребности БАК в вычислениях, — указал Берд. — Другая же лежит в политической и социологической плоскости. На организацию вычислений нам выделяют деньги, но желательно, чтобы они были потрачены там же, где были выданы».

Собственный ЦОД и анонсированный недавно ЦОД в Будапеште образуют нулевой уровень, на следующем уровне находятся 11 ЦОД, расположенных в крупных национальных лабораториях, например в лаборатории FermiLab в США. Последний уровень состоит по большей части из вычислительных ресурсов университетов.

В процессе адаптации OpenStack к потребностям ЦЕРН в распределенных вычислительных ресурсах организация поддерживает взаимодействие с объединением ЦОД.

«Если мы у себя в ЦЕРН запускаем OpenStack и другие наши центры распределенных вычислений также работают на платформе OpenStack, имеет смысл объединить эти облачные компоненты, — подчеркнул Берд. — Поэтому тем, кто работает под эгидой ЦЕРН, следует быть готовыми к переносу своих проектов, например, в FermiLab».

Системы хранения играют очень важную роль в деятельности ЦЕРН, и спрос на них весьма высок. Два основных детектора БАК — CMS и ATLAS — ежесекундно генерируют примерно 1 петабайт (или 1000 терабайт) данных. Детекторы отслеживают движение и измеряют энергию и заряды частиц, которые после столкновения в ускорителе разлетаются в разных направлениях. Впоследствии поток этих данных сокращается до нескольких сотен мегабайтов в секунду, охватывающих наиболее интересные события, и обрабатывается конгломератом машин Linux. При этом на каждый детектор приходится 15 тыс. процессорных ядер.

В 2012 году было записано около 30 петабайт данных, собранных БАК. Данные кэшировались на диск, а затем переписывались на ленту. По словам Берда, в архиве, создание которого он назвал нетривиальным упражнением, сегодня находится около 100 петабайт данных. Из них примерно 70 петабайт поступило непосредственно от акселератора.

Сам Берд отдает предпочтение магнитным лентам, исходя из оценки трех основных факторов: стоимости, количества ошибок и энергопотребления.

«Ленты сегодня сильно недооценивают, — констатировал Берд. — На протяжении последних 15 лет магнитным лентам постоянно предрекали скорую кончину и их вытеснение дисками. Однако этого не произошло, и я не вижу причин для того, чтобы это случилось в ближайшем будущем. При работе с большими архивами конкурентов у лент просто нет».

Но для того чтобы ленты работали, ими нужно грамотно управлять.

«Вы не можете просто сбросить данные на ленты и хранить их в таком виде в течение последующих 30 лет, — подчеркнул Берд. — Поколения лент сменяют друг друга через каждые два-три года, поэтому необходимо переписывать информацию с лент старого поколения на новые носители. Кроме того, следует периодически проверять целостность хранимых на лентах данных».