Роберт Фариш IDC
ОТКРЫВАЯ КОНФЕРЕНЦИЮ IDC Cloud Leadership Forum 2013, Роберт Фариш, глава представительства IDC, напомнил, что лет десять назад, во время бума доткомов, миру прочили настоящую революцую, которая породит «новую экономику». Предсказания не сбылись, зато теперь облака действительно преобразят ИТ-ландшафт

Открывая конференцию IDC Cloud Leadership Forum 2013, Роберт Фариш, глава представительства IDC, напомнил, что лет десять назад, во время бума доткомов, миру прочили настоящую революцию, которая породит «новую экономику». Предсказания не сбылись, зато теперь облака действительно преобразят ИТ-ландшафт.

О предпосылках и ходе революции рассказал Александр Прохоров, старший аналитик IDC Россия/СНГ. Стремление в облака со стороны бизнеса и ИТ-отрасли ему видится взаимным. Предприятиям необходимо снизить расходы на информационные технологии, особенно капитальные, связанные с «перевооружением», внедрением новейших ИТ. Свою лепту вносит мода на мобилизацию предприятий и проникновение в корпоративный быт пользовательских устройств — смартфонов и планшетов. Многих вдохновляет успех первопроходцев. С другой стороны, ИТ-компании видят в облаках шанс для своего развития, поскольку на традиционных рынках наблюдается или застой, или весьма медленный рост.

С оценкой любого быстроразвивающего рынка возникают трудности, а результаты, полученные исследователями, различаются в разы. Это происходит, по мнению Прохорова из-за того, что зачастую сопоставляются несопоставимые величины. Рынок облачных сервисов можно считать «в целом», а можно — только собственно ИТ-услуги. Из последних часто вычленяют услуги проектные, которые не имеют облачной специфики. А из остатка — облаков в целом — можно вычесть долю частных облаков. Таким образом, есть как минимум четыре величины, которые можно назвать «объемом рынка облаков».

Степень реальной готовности к внедрению облаков в IDC пытаются оценить посредством опросов ИТ-директоров и «профильных» вице-президентов. Преимущественно североамериканских, что неудивительно: в 2009 году на США приходилось 69% мирового рынка публичных облачных сервисов (на Россию — 0,03%).

Сравнение результатов опросов Cloud Professional Services Survey 2009 и 2012 годов показывает, что основной причиной перехода на облачные технологии была и остается «более низкая цена». Отдельно в 2009 году надеялись на экономию операционных затрат (второй по частоте ответ), в 2012 году второй по частоте ответ — «более быстрый доступ к данным». В целом картины распределения ответов по обоим годам схожи, разве что в 2009 году на четверть больше отвечавших надеялись на «меньшую зависимость от ИТ-персонала». Зато в 2012 году почти 20% респондентов привлекли «улучшенные возможности тестирования приложений».

Самые популярные облака — частные, и в 2009 и 2012 годах за них «проголосовали» 45% респондентов. Выросла доля тех, кто собирается воспользоваться гибридными облаками (приблизительно с 34 до 43%). А вот доля приверженцев публичных облаков резко упала — с тех же 34% (можно было давать более одного ответа) до 12-13%.

Результаты другого прошлогоднего исследования CloudTrack Survey показали, что в ближайшие пару лет доля ИТ-бюджетов, отдаваемых облакам, вырастет, хотя и не радикально. В момент исследования 40% средств уходило собственным ИТ-службам, 16% — аутсорсинговым структурам. Через два года, как полагают респонденты, эти величины составят 33 и 15%. Облакам достанется 52%, из них 21% — частным (сейчас — 16%), 15% — виртуальным частным (14%) и 17% — публичным (14%). Компании, которым более пяти лет, намного консервативнее «молодых» — сейчас они отдают традиционным ИТ 39% бюджета, через два года будут отдавать 32%. Для молодых цифры — 33 и 28%. В публичные облака «старожилы» передают 15% средств сейчас, 16% отдадут через два года, тогда как у «молодых» эти показатели — 17 и 21%.

Есть различие и в зависимости от масштабов компаний, хотя и не очень существенное. Крупные (более тысячи сотрудников) в 42% случаев считают публичные облака основой стратегии, еще в 36% ответов перед облаками ставятся «тактические цели». У малых (менее тысячи сотрудников) предприятий на эти ответы приходится 39 и 33% соответственно.

Наиболее квалифицированными партнерами по внедрению облачных сервисов стали лидеры ИТ-рынка — Microsoft, IBM, Cisco. Интернет-гигант Amazon — на четвертом месте, Google — на седьмом.

Разные типы приложений переходят в облака с разной скоростью. Треть американского облачного рынка занимают системы CRM, 27% — финансовые, 24% — приложения совместной работы. В России, для сравнения, лидируют приложения совместной работы (48%) и CRM (37%). Доля остальных категорий ПО не более 5-6%.

BYOD прикладного уровня

Рассказ о конкретном опыте использования дает гораздо лучшее представление о реалиях, нежели презентация своих возможностей вендором или интегратором. Таким опытом на конференции поделился Кирилл Меньшов, директор департамента развития и программного управления компании Yota.

В его компании, как и во многих других, используют публичные и частные облака, типовые облачные продукты, такие как Office 365. Изюминка политики состоит в том, что незначительному числу сотрудников (около 5%) разрешено использовать выбранные ими самими облачные инструменты для управления задачами и проектами, создания баз знаний и среды совместной работы. Это, разумеется, инициативные сотрудники, способные к самоорганизации и самостоятельному выбору средств для достижения цели. Сотрудники могут, протестировав сервис, попросить компанию подписать их на него. Так в Yota «прописались» средства управления проектами Smatsheet и Wrike, средство совместной работы Teambox, файловое хранилище Dropbox, корпоративная социальная сеть Yammer.

Получается, с определенной долей условности, программный аналог BYOD: сотрудники могут использовать «за казенный счет» не свои компьютеры, а выбранные ими программы. Что интересно — «классический» BYOD компания не поощряет, однако, по словам Меньшова, набор устройств поддерживается и так достаточно разнообразный.

Плюсы предоставления сотрудникам права выбора очевидны. Самостоятельные сотрудники смогут найти для себя максимально удобные приложения и сервисы, не загружая просьбами ИТ-службу.

Но и минусов Меньшов назвал тоже немало. В их числе — сложность заказа и оплаты зарубежных облачных сервисов для российских юрлиц (большинство предлагает заплатить с кредитной карты, что не порождает документов, необходимых для отечественного учета), обеспечение совместимости сервисов между собой, выгрузка из них результатов деятельности и их архивация. И наконец, оценка эффективности используемых сервисов, а главное, своевременный отказ от оплаты неиспользуемого сервиса. Последнюю проблему Меньшов назвал главной: «Сотрудник заказал себе сервис, мы оплатили, но далеко не всегда мы узнаем, что потребность в нем уже отпала и продлевать оплату не нужно». Если эта проблема встает при 5% пользующихся свободой выбора сотрудников, то понятно, что при увеличении числа самостоятельных пользователей она будет становиться все значительнее.