Елена Плетнева HeadHanter
ЕЛЕНА ПЛЕТНЕВА: «Для решения психологических проблем стоит для бухгалтеров контрагентов выпустить соглашение об использовании электронного документооборота»

Оператор электронного документооборота СКБ «Контур» подвел итоги первого года использования электронных счетов-фактур. Годом ранее, 23 мая 2012 года, этот документ был признан приказом Федеральной налоговой службы России как возможный вариант при электронном обмене документами различных компаний. За это время 38 компаний зарегистрированы как операторы СЭД, которые имеют право передавать электронные счета-фактуры между своими клиентами.

Еще два оператора подали заявки. В общей сложности ФНС России насчитала 105,5 тыс. юридических лиц, которые изъявили желание обмениваться электронными документами. Впрочем, по заявлению Дмитрия Краснова, заместителя начальника управления информатизации ФНС России, около 97% всего трафика электронных документов генерируют шесть операторов: СКБ «Контур», «Такском», «Такснет», «Тензор», «Корус Консалтинг» и «Гарант Эксперсс». Они активно занимаются продвижением своих услуг и электронного взаимодействия компаний.

Типичной схемой внедрения электронного взаимодействия является перевод крупной компании со всеми связанными с ней средними и мелкими поставщиками и дилерами на новую форму коммуникаций.

Инициатором перехода является именно крупная компания, которая желает снизить расходы на бумажный документооборот: распечатку, доставку и хранение бумажных документов, которых у нее довольно много. По оценкам аналитиков, стоимость обработки одной сделки в бумажном виде составляет от 60 до 80 руб., в то время как электронная обойдется в 5-10 руб. В некоторых случаях крупной компании удается безболезненно и добровольно перевести контрагентов на электронный обмен документами, хотя чаще для этого приходится применять определенное давление.

Следует отметить, что в Европе электронный документооборот используется уже достаточно часто. Впереди идут Скандинавские страны, где взаимодействие с государством на 100% выполняется в электронном виде, а межкорпоративное — в 90% случаев. В Европе действуют уже порядка 150 операторов СЭД, каждый из которых использует собственный формат представления отчетности. Тем не менее проблем по представлению этих документов в госорганы не возникает.

Типичной схемой внедрения электронного взаимодействия является перевод крупной компании со всеми связанными с ней средними и мелкими поставщиками и дилерами на новую форму коммуникаций. Инициатором перехода является именно крупная компания, которая желает снизить расходы на бумажный документооборот: распечатку, доставку и хранение бумажных документов, которых у нее довольно много. По оценкам аналитиков, стоимость обработки одной сделки в бумажном виде составляет от 60 до 80 руб., в то время как электронная обойдется в 5-10 руб

В России ситуация несколько иная — некоммерческое партнерство «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» разрабатывает единый формат представления электронных документов, который позволил бы обеспечить так называемый роуминг электронных документов — взаимодействие между собой клиентов разных операторов систем электронного документооборота. РОСЭУ рассчитывает разработать формат для представления в электронном виде договоров между компаниями с наборами необходимых реквизитов.

Впрочем, уже сейчас, по словам Елены Плетневой, главного бухгалтера группы компаний HeadHanter, их организация взаимодействует в электронной форме с контрагентами с использованием документов в произвольной форме, прибегая для этого к услугам оператора «Такском».

Конечно, после первого года подводить итоги внедрения электронных счетов-фактур рано, тем не менее есть определенные проблемы при внедрении электронных финансовых документов. В частности, сказываются и психологические проблемы, и отсутствие инфраструктуры доступа, и неудовлетворенность функциональными возможностями существующего программного обеспечения.

Кроме того, в некоторых компаниях сложилась практика начисления НДС задним числом в момент продажи конечным покупателям, хотя по требованиям закона НДС начисляется во время отгрузки со склада, которая обычно проводится по оптовой цене. Электронные документы строго фиксируют время подготовки накладной и счета-фактуры, поэтому для правильного начисления НДС приходится в дальнейшем корректировать счета, чтобы не было претензий у налоговой инспекции

Далеко не все сотрудники ГИБДД оснащены средствами проверки электронных накладных на транспортируемый груз. Так что пока есть некоторый набор документов, которые еще долго не будутпереведены в электронный вид. Тем не менее сейчас найдется немало компаний, для которых перевод документооборота в электронный вид будет эффективным.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF