Александр Старыгин HP
АЛЕКСАНДР СТАРЫГИН: «Направления развития ИТ сегодня диктуют пользователи, которые хотят получать инновации по низкой цене»

Вступая в конце 2011 года в должность генерального директора HP, Мег Уитман заявила: «Мы намерены акцентироваться на том, что делаем лучше других». Что это означает применительно к центрам обработки данных, в ходе форума «Мир ЦОД 2013» пояснил Александр Старыгин, директор департамента подготовки технических решений HP в России.

Что, на ваш взгляд, в сфере ЦОД компания HP делает лучше других?

Инфраструктурные решения, что естественно, учитывая позиции компании на рынках сетевого оборудования, систем хранения и серверов-лезвий. Наша задача — предлагать клиентам инфраструктуры для обработки данных любой природы и любых объемов, адаптированные для решения конкретных прикладных задач, снабженные всеми необходимыми сервисами, обладающие необходимой надежностью. В основе таких инфраструктур лежат конвергентные архитектуры — клиент получает доступ к общему пулу ресурсов, серверы в котором имеют черты системы хранения, а системы хранения имеют свойства сетевых коммутаторов, в свою очередь выполняющих некоторые функции серверов. Для продвижения конвергентных архитектур в компании образована новая организационная единица — HP Converged Systems.

Деятельность, связанная с ЦОД, в HP происходит по двум направлениям. Первое — проектирование ЦОД, планирование строительства зданий, внедрение технологий и консалтинг. Второе — наполнение ЦОД с целью создания инфраструктуры под задачи заказчиков. Мы рассказываем клиентам, на что обратить внимание, зачем нужны гибкие модульные структуры, как происходит миграция ресурсов, почему требуется перераспределение ресурсов. Кстати, три из четырех площадок в России, сертифицированных Uptime Institute по Tier III, построены именно по проектам HP.

Что влияет на требования, которые заказчики предъявляют к ЦОД?

Заказчики становятся более искушенными в технологиях. Где-то просто любят все новое. В некоторых компаниях всерьез задумываются об архитектуре инновационного предприятия и соответственно о поддерживающих его ИТ. Иногда в компании даже есть специальная группа, ответственная за поиск и внедрение новаций; в нее могут входить и представители бизнеса, и менеджеры по персоналу, и ИТ-директора. Правда, чаще это происходит в компаниях, для которых ИТ — основа бизнеса. Однако иногда заказчики ориентируются на частные задачи и частные решения. Типичный подход — ничего менять не надо, надо лишь добавить одно приложение, оставив все по-старому. Однако на определенном этапе приходит осознание неэффективности такого подхода, и тогда заказчик решается взглянуть на проблему шире, например развернуть инфраструктуру, позволяющую брать ресурсы из общего пула, пополняя их или освобождая по мере необходимости, что, возможно, потребует перестройки имеющейся инфраструктуры, но многократно повысит эффективность ее использования.

Кроме всего этого, требования к ЦОД формируют объективные факторы; например, часть приложений, на поддержку которых ранее особо не обращали внимание, вдруг становятся критичными для бизнеса. Взять хотя бы электронную почту, отсутствие которой уже воспринимается как отсутствие электричества, но если это критичное приложение, то для его поддержки нужна уже совсем иная инфраструктура, адекватная решаемым задачам. Может происходить и обратное: в некоторых технологиях отпадает необходимость, что упрощает инфраструктуру; например, маркировка расположения серверов или специализированная подсистема контроля энергопотребления становятся не нужны — современный сервер сам знает, в какой стойке он размещается, сам меняет уровень энергопотребления в зависимости от загрузки, условий эксплуатации, других факторов.

Как облака повлияли на судьбу ЦОД?

Мы сталкиваемся с тремя точками зрения на облака. Первая — скепсис и сомнения в сохранности данных, неуверенность в обеспечении защиты от несанкционированного доступа. Вторая — «облака — интересная идея, и если мы сейчас их проигнорируем, то отстанем, поэтому стоит попробовать, выделив часть задач для размещения в облаке». Организационно это реализуется либо в виде внешнего аутсорсинга, либо путем позиционирования себя в качестве внутреннего сервис-провайдера. Третья точка зрения — «нам надоели айтишники, пора снять головную боль из-за постоянного решения проблем с работоспособностью системы; почему с электричеством проблем нет, а с ИТ есть? Надо уходить в облако». Этой точки зрения придерживается самая малочисленная группа заказчиков. В любом случае, принимая решение, все надо аккуратно просчитывать. Например, для банковской системы, переконфигурирование которой происходит нечасто, значительная часть облачных технологий останется невостребованной. Основное преимущество облака — в оперативной перестройке, поэтому прежде всего они актуальны для динамичного бизнеса, а для этого ЦОД, поддерживающий облака, должен быть гибким, конфигурируемым, конвергентным.

Здесь следует сказать об отношении HP к набирающей популярность концепции программно-конфигурируемых сетей, ведь SDN — это прежде всего стандарты, а многое уже сделанное по этой идеологии, например сеть Google, представляет собой уникальную разработку для нужд и задач одной компании. У HP другой подход — создание коммерческих продуктов, построенных на стандартах. К примеру, уже полтора года все коммутаторы поддерживают протокол OpenFlow. Путь стандартизации долгий, но игра стоит свеч — речь идет о весьма значительном сокращении для конечного пользователя затрат на сетевое оборудование, увеличении гибкости сети, сокращении времени реконфигурирования. Компании, сделавшие себе имя и капитал на других подходах (проприетарные коммутаторы, жестко определяющие сеть), будут вынуждены сменить бизнес-модель.

Какие современные тенденции в серверных технологиях влияют на развитие ЦОД?

Таких тенденций три: энергоэффективность, что означает необходимость плотной упаковки процессоров, потребляющих минимум электричества; создание надежных сред для бизнес-критичных приложений; развитие классических направлений (горизонтальное и вертикальное масштабирование) на базе конвергентных технологий. Для вертикального масштабирования можно объединить множество лезвий в один сервер, а для горизонтального использовать общую коммуникационную инфраструктуру, питание, охлаждение и управление.

Какие подходы используют сегодня системные архитекторы, проектирующие инфраструктуру корпоративных ЦОД?

Если говорить об ИТ-оборудовании, размещаемом в ЦОД, то прежде всего необходимо отказаться от подхода «один сервер — одно приложение — одна система хранения». Это путь в тупик, если по нему двигаться, то основные усилия будут направлены на постоянное перераспределение ресурсов и обуздание их неконтролируемого роста.

Конвергентные протоколы, конвергентные сети, конвергентные модули и, наконец, конвергентная инфраструктура делают возможным реализацию ИТ-среды нового поколения в виде масштабируемого пула ресурсов, разделяемого многими приложениями и доступного в качестве сервиса. Современная ИТ-инфраструктура подразумевает максимальную степень унификации и автоматизации процессов заказа и выделения ресурсов, обеспечения уровня доступности и производительности, планирования мощностей. Конвергентная инфраструктура позволит построить такой ЦОД, который даст возможность сосредоточиться на инновациях и воспринимать новые технологии, в том числе внедрение пользовательских устройств в корпоративную ИТ-систему, в качестве ключевого элемента ведения бизнеса. Наивно думать, что гаджеты не влияют на корпоративный сектор, — сегодня именно запросы масс изменяют мир ИТ.