Олег Коверзнев Cisco
ОЛЕГ КОВЕРЗНЕВ: «Виртуализация представляет собой некую субстанцию, которая объединила прежде разнородные системы ЦОД»

Cisco Systems предлагает унифицированный подход к построению сетевой и компьютерной инфраструктур дата-центров. О преимуществах и возможных ограничениях этого подхода в рамках форума «Мир ЦОД 2013» рассказал Олег Коверзнев, менеджер по развитию бизнеса ЦОД Cisco в России.

Как должна поменяться внутренняя коммуникационная инфраструктура в ЦОД, использующем виртуализацию и облака?

С появлением понятия виртуализации, которое тесно связано с облачными вычислениями, возникли новые требования к сети в ЦОД. Сеть должна обеспечивать работу с трафиком на уровне отдельной виртуальной машины. Не секрет, что в виртуальной среде администраторы зачастую теряют управление над сетевыми подключениями к конкретной виртуальной машине. Возникают проблемы с осуществлением мониторинга трафика, с обеспечением безопасности на уровне виртуальной машины, с качеством обслуживания. Поэтому, как только предприятие выбирает виртуализацию в качестве базовой технологии в ЦОД, сеть должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечить полный контроль над трафиком виртуальных машин. Следует помнить, что виртуализация — инструмент повышения КПД используемых ресурсов ЦОД, и это светлая сторона виртуализации. Но есть и темная сторона. Эксплуатация ЦОД с появлением виртуализации серьезно усложнилась. Упростить ее можно посредством автоматизации управления, которая тесно связана с понятием облака. Автоматизировать следует управление всеми основными элементами ЦОД — сетями, вычислительной инфраструктурой, системами хранения. А еще нужна система оркестровки, которая позволит эффективно управлять ресурсами, обеспечивая целостный подход к управлению виртуальными машинами на уровне всего ЦОД. Ведь если настроить управление на уровне сервера и не настроить при этом сеть, то нужного уровня качества обслуживания (SLA) в таком ЦОД не достичь. Кроме того, чем больше будет задействовано виртуальных машин, тем, скорее всего, «мобильнее» будет ЦОД, тем «мобильнее» будут его приложения, и это еще больше усугубит проблемы управления. Поэтому, как только компания приходит к виртуализации, задумывается об облаках, ей нужно решать вопрос управления в ЦОД с целью обеспечить единый целостный подход к обеспечению SLA виртуальных машин как на уровне серверов, так и на уровнях сети передачи данных и системы хранения.

Стратегия Cisco в области ЦОД предполагает унифицированный подход. В чем его преимущества?

Понятие унифицированного подхода, к сожалению, опирается на перевод-клише слова unified. Прямо скажем, полностью унифицировать что-либо в ЦОД тяжело. ЦОД представляет собой гетерогенную среду со множеством разных технологий. Но есть вектор унификации. Например, на уровне сети он проявляет себя в том, что при подключении серверов на уровне доступа к сети все чаще используется технология FCoE. Что касается подхода Cisco, то FCoE — единственная возможность подключить лезвийный сервер нашей марки к сети ЦОД. Это действительно унифицированная технология доступа к сети, позволяющая уменьшить количество кабелей, упростить СКС, облегчить администрирование в ЦОД. Наш подход полностью проявляется в решениях Cisco Unified Computing System. Когда вы тесно интегрируете сеть с вычислениями, нужна система управления, позволяющая контролировать не какой-то конкретный сервер, а фактически вычислительный ресурс, тем самым достигается унификация вычислений внутри ЦОД. Идеология унификации по Cisco сводится к решению такой задачи: меньше устройств, кабелей и других технических элементов везде, где только этого можно добиться. Также нужно понимать, что унификация ЦОД — долговременный процесс для любой компании. Это максимальная абстракция ресурса от нижележащих технологий. И в наших решениях заложены механизмы, позволяющие добиться такой абстракции.

У всякого унифицированного решения, собранного из типовых элементов, есть отрицательное свойство — невозможность применения в уникальной ситуации, где требуется высокий уровень специализации. Вы не считаете, что это стремление к абстракции в ЦОД может отчасти ограничить его эффективность?

Это верное замечание. Но большинство задач, с которыми сталкиваются наши заказчики из госсектора или крупные и средние предприятия, типовые. Лишь единицы реализуют какие-то абсолютно уникальные ИТ-проекты. Вот для заказчиков, решающих традиционные задачи, а их в России большинство, и предназначены наша концепция унифицированного ЦОД. Она позволяет упростить эксплуатацию, эффективнее использовать физические ресурсы ЦОД — место, электроэнергию, снижает риски потери данных, уменьшает вероятность человеческих ошибок благодаря применению шаблонов, единых политик и правил администрирования. Наши унифицированные решения позволяют большинству клиентов выполнять их типовые задачи в ЦОД эффективнее — с меньшими издержками и рисками для бизнеса. Компании с какими-то уникальными задачами, например «Яндекс», формируют у себя уникальный ландшафт приложений со специ­фическими требованиями к каждому уровню сети. Эти компании, конечно же, не используют унифицированные продукты. Их удел — кастомизированные решения, платформы особого дизайна, подчас самостоятельной разработки. Мы и не пытаемся учить их строить унифицированные ЦОД, но они тоже часто используют решения Cisco.

Унифицированный подход означает, что десятки видов оборудования ЦОД должны быть собраны под единый контроль, для всех этих видов оборудования нужно обеспечить возможности резервирования и организовать единое управление. Выполнима ли эта задача?

Это действительно колоссальная по сложности задача. Но она возникла не сегодня и не вчера. ИТ-департаменты решают ее многие годы. Виртуализация, если можно так выразиться, и усложняет, и упрощает управление ЦОД, точнее, поднимает вопрос управления на принципиально иной уровень. Фактически виртуализация объединила прежде разнородные системы. Ранее за систему хранения в ЦОД отвечала одна команда, за сети — другая, за серверы — третья. Их взаимосвязь была минимальна. Виртуализация заставила разные обслуживающие ЦОД подразделения активнее общаться между собой. В некоторых организациях уже происходит объединение служб, в которых специалисты имели бы опыт работы с сетевым оборудованием, вычислительными системами и системами хранения. Многие компании ищут людей с более широкой экспертизой. Вместе с тем единое управление и единое обслуживание представляет собой тоже некую идеальную модель. Думаю, в ЦОД никогда не будет единой системы управления. Инженерная система будет контролироваться из одного кабинета, а управления виртуализацией — происходить из другого. Отдельно будет осуществляться управление высокоуровневыми решениями, ответственными за развертывание приложений и операционных систем. То есть фрагментированный подход к управлению существует и будет существовать впредь. Не нужно пытаться объять необъятное и решить задачу одним махом. Следует постепенно централизовывать управление, сначала хотя бы на уровне инфраструктуры, чтобы в момент развертывания виртуальной машины автоматически происходила подготовка к выдаче ресурсов, соответствующая настройка на стороне всех технологических доменов, и приложение уже действовало бы в единой виртуальной среде с общим SLA. Вообще понятие унификации очень тесно связано с понятием целостности. Это очень важно, чтобы инструмент управления и технологические решения, используемые на уровне сети, вычислительной инфраструктуры и системы хранения, обеспечивали требуемый уровень качества обслуживания виртуальной машины. Не думаю, что в ЦОД с разнотипным оборудованием стоит решать задачу объединения всех систем под единое решение для управления. Полагаю, правильнее выделить сегменты ЦОД, растущие быстрее всего, те сегменты, где решаются наиболее критичные задачи и где компания получит наиболее ощутимую отдачу от централизации управления.