В начале мая аналитическая компания Quocirca представила свое видение мирового рынка услуг комплексного управления печатью (Managed Print Services, MPS) и путей его развития. Главное, что отметили исследователи, — на новом витке своего развития управление печатью может оказать существенное влияние на бизнес клиентов в целом. Последние уже не будут довольствоваться снижением расходов на печать, а станут ожидать от поставщиков услуг новых технологий, внедрения у них лучших отраслевых практик, «подгонки» решений под их конкретные требования.

При этом рынку есть куда расти — пока только 20% компаний уже внедрили MPS и 44% собираются сделать это в ближайшие пару лет. Так что к 2015 году сделают свой выбор только половина потенциальных потребителей.

Пока же в наибольшей степени заинтересованы в услугах MPS крупные компании. Опрос среди доверивших свои системы печати внешним подрядчикам показал, что из крупных организаций с числом работников более 10 тыс. 76% пользуются услугами MPS-провайдеров более трех лет. Из «средних» компаний со штатом 5-10 тыс. сотрудников таких лишь 67%, а в «малых», где работает 1-5 тыс., — 41%.

Услуги MPS

Все лидеры рынка MPS (Xerox, Hewlett-Packard, Ricoh, Canon и Lexmark) и их ближайшие преследователи (Konica Minolta и Kyocera), как считают в Quocirca, имеют свои сильные стороны. Так, Xerox, по мнению исследователей, лидирует по широте предложения, HP — по «глубине», в частности ее услуга ePrint названа уникальной. Ricoh удостоилась похвалы за стремление предложить услуги управления документооборотом (а не только печатью), у Canon отмечены сильные технологии, у Lexmark — портфолио индустриальных решений. Konica Minolta имеет сильные позиции на рынке­ малых предприятий, Kyocera через свой канал небезуспешно продвигает услуги по управлению документооборотом.

Несмотря на популярность утверждения «планшет заменяет бумагу», спрос на решения, предоставляющие возможность печати с мобильных устройств, неуклонно растет (особенно в связи с распространением концепции BYOD, подразумевающей, что сотрудник будет работать с собственного устройства, а ИТ-службы обеспечат для этого все условия). По данным Quocirca, 20% организаций уже включили сответствующие пункты в договоры об оказании услуг управления печатью, а еще 44% планируют это сделать. В ответ на рост спроса ряд провайдеров услуг создали облачные сервисы, которые позволяют осуществлять печать с любых платформ, в том числе — мобильных. Лидируют во внедрении такого рода решений крупные компании — 27% уже имеют соответствующие решения и 15% ищут подходящее. У средних компаний эти показатели 21 и 8%, у малых — 13 и 15%.

Услуги MPS

При этом, естественно, растет роль средств обеспечения безопасности — твердые копии по-прежнему остаются одним из основных каналов утечки информации разной степени секретности (см. «Собрать бумаги б все...», Computerworld Россия», № 10, 2011). Как полагают в Quocirca, пункты об обеспечении информационной безопасности в процессе печати станут непременными составляющими контрактов. Помимо прочего, такого рода контроль над процессами печати позволит сэкономить на бумаге и тонере. Лидируют средние компании, 74% которых внесли пункт о защите информации в MPS-контракты. «Крупные» клиенты, возможно, не столь осмотрительны (66%), а может быть, у них и самих есть кому заняться проблемами безопасности. «Малые» клиенты столько внимания безопасности не уделяют — лишь 42% выдвинули провайдеру соответствующие требования.

Не обошли в Quocirca и тему Больших Данных. Для того чтобы Большие Данные не вылились в «Большую Бумагу», необходима интеграция бумажного и электронного документооборота, ключевым элементом которой является оцифровка бумажной информации.