Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ
ДМИТРИЙ РОГОЗИН: «Россия должна дать точный навигационный сигнал своим партнерам»

На седьмом форуме по спутниковой навигации «Навитех 2013» представители отечественных компаний и официальные лица говорили о внедрении технологии ГЛОНАСС в различные отрасли российской экономики, в то время как европейские выступающие еще обсуждали свои планы по созданию спутниковой группировки. Это позволило Николаю Лебедеву, президенту компании «Транзас», утверждать, что Россия по навигационным технологиям на два года опережает Европу. В частности, инфраструктура транспортной безопасности, которая создается в рамках целевой программы «ЭРА-ГЛОНАСС», хотя и гармонизирована с европейской системой eCall по протоколам, должна заработать уже в начале будущего года.

«Мы стремимся расширять спектр услуг, предоставляемых нашим партнерам», — отметил на открытии форума Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ.

«Ситуация такова, что мы можем предложить уже проверенные собственные технологии европейским потребителям и фактически захватить европейский рынок навигационных систем», — прокомментировал положение дел Лебедев. Сама компания «Транзас» поставляет навигационные приборы для различных видов транспорта, и доля ее продукции на мировом рынке навигационного оборудования составляет более 30%.

Действительно, пока европейская система навигации Galileo состоит только из четырех спутников, причем запущены они были с помощью российских ракет-носителей «Союз». Задействуя эти спутники, Евросоюз пока только тестирует возможность построения навигационной системы: проверяются синхронизация времени, параметры ионосферы, а также оценивается общая возможность дальнейшего развертывания Galileo. В конце 2013 года и весь 2014 год Европейское космическое агентство планирует осуществить еще пять запусков «Союзов» и довести группировку до 14 аппаратов. К этому времени в Евросоюзе рассчитывают запустить первые навигационные сервисы. В дальнейшем для увеличения точности позиционирования планируется вывести на орбиту еще 12 спутников. Однако Европе после этого нужно еще разработать необходимый набор собственных устройств и прикладных сервисов.

В России, где этап развертывания спутниковой группировки пройден, в центре внимания навигационного сообщества — различные устройства, которые государство требует установить в автобусах и большегрузных автомобилях. Приказ № 285 Минтранса предписывает устанавливать на эти автомобили специальные устройства — трекеры, которые должны в реальном времени передавать в центр управления транспортными потоками сведения о местонахождении автомобиля. Это якобы необходимо для анализа и оптимизации транспортных потоков. В каждом регионе выбирается свой оператор, собирающий информацию от таких трекеров. За несоблюдение требований этого приказа транспортные предприятия могут лишиться лицензии Минтранса.

Еще одно устройство, которое обязательно должно быть установлено на большегрузные машины и автобусы, — так называемые тахографы, контролирующие скоростной режим транспортного средства и время нахождения водителя за рулем. Требования к этим устройствам сформулированы в приказе № 36 Минтранса, где указано, что они должны не только фиксировать время водителя за рулем, но и идентифицировать водителей по специальным картам, а также фиксировать маршрут передвижения транспортного средства. Именно наличие навигационной части и отличает российские тахографы от иностранных аналогов (европейские устройства просто фиксируют время, проведенное водителем за рулем).

Третьим устройством, которое также может стать обязательным для автотранспорта, является терминал ЭРА-ГЛОНАСС, системы экстренного реагирования на аварии. Эксплуатация устройства должна быть бесплатной, но его установка будет стоить определенных денег.

Устройство в штатном режиме движения транспортного средства вообще ничего не делает, но в случае срабатывания датчика аварии оно будет посылать сигнал об этом в центр управления, а также обеспечивать передачу сигнала от тревожной кнопки и голосовую связь с центром управления.

Пока закон об ЭРА-ГЛОНАСС только направлен в Госдуму, тем не менее инфраструктура системы уже развернута, и в конце этого года планируется запустить ее в эксплуатацию. В Европе разворачивается аналогичная система экстренного реагирования eCall, совместимая с российским стандартом.