«Постепенно развиваясь, ИТ-системы крупных европейских ретейлеров превратились в неповоротливые конструкции. Сейчас чуть ли не каждую неделю они объявляют о многомиллионных проектах по замене старых систем на тиражируемые решения», — заявил Ли Гилл, региональный вице-президент по стратегиям ретейла JDA Software в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, в ходе конференции JDA Innovation Forum, состоявшейся в середине апреля. По его словам, в ходе столетней эволюции западные торговые компании наделали массу ошибок. С этой точки зрения Россия находится в завидном положении, поскольку может изучать процесс эволюционного развития, который уже произошел в более развитых странах.

Как подчеркнул Гилл, российский ретейл открывает для поставщиков ИТ-систем огромные возможности. Он продолжает свой рост, и этот рост не замедляется, как во многих других отраслях. Россия сейчас стала четвертым ретейловым рынком в мире и первым в Европе, уступая лишь Китаю, США и Индии.

Российский рынок уникален не только распределенностью и темпами роста, но и незрелостью большинства компаний. Это означает, что компаниям требуются новые инструменты: сложность цепочек поставок растет, и огромные размеры страны порождают определенные проблемы.

JDA, сейчас являющаяся крупнейшим нишевым игроком рынка систем управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM), начала захват рынка с сегментов металлургии и производства, а затем завоевала сильные позиции в ретейле. Слияние с Red Prairie, состоявшееся в конце 2012 года, еще больше усилило позиции компании в сегменте торговли, повлияв на ее стратегию.

Тенденциями 2012 года в ретейле стали быстрая экспансия сетей, фокус компаний на операционную эффективность и интернационализация — даже локальные компании стали выходить на новые рынки. Повышенное внимание к операционной эффективности означает внедрение новых процессов: оптимизацию торгового пространства, управление ассортиментом, реорганизацию сети поставок.

«Внедряем JDA быстро и без доработок», — охарактеризовал подход своей компании Марк Леблон, директор по поставкам X5 Retail Group. Внимание X5 сосредоточено на нескольких ключевых направлениях. Главное из них — категорийный менеджмент, согласно принципам которого каждая категория продуктов рассматривается как отдельная бизнес-единица. Сюда же можно отнести анализ популярности товаров, эффективности использования площадей, а также предложений конкурентов. Еще одной важной точкой приложения усилий является централизация управления ассортиментом внутри брендов.

«В одинаковых магазинах должны быть одинаковые процессы. Унификация форматов дала двузначный рост объемов продаж», — утверждает Леблон.

Очень активно JDA продвигает облачные сервисы. Как подчеркнул Марк Морган, региональный вице-президент JDA Software в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, сейчас у компании около 100 пользователей облачных решений. При этом их объем нарастает — к концу прошлого года уже четверть новых заказчиков предпочитала обслуживание через облако. Согласно планам компании, в 2013 году доля облачных решений в числе реализуемых проектов должна составить почти 50%.

При этом подчеркивается, что речь идет именно об облачных сервисах, а не просто о хостинге систем.

Год назад JDA открыла российский офис, который объявил об амбициозных планах по ежегодному удвоению бизнеса. Судя по всему, с тех пор они подверглись значительной корректировке: на нынешнем форуме было объявлено о планируемом удвоении бизнеса каждые три-пять лет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF