Павел Шлапак Атлант-М
ПАВЕЛ ШЛАПАК: «За последние годы нам удалось на 25% снизить затраты на ИТ в расчете на одного пользователя»

В международном автомобильном холдинге «Атлант-М» начинают работу над новой ИТ-стратегией на ближайшие пять лет, сообщил Павел Шлапак, заместитель генерального директора холдинга по информационным системам, в ходе конференции, посвященной итогам деятельности «Атлант-М» в 2012 году.

Холдинг уже более 20 лет работает на рынках России, Украины и Белоруссии, где представлен 25 автомобильными предприятиями, которые осуществляют продажу и техническое обслуживание автомобилей, а также поставку запасных частей к ним. Общая выручка холдинга по итогам 2012 года составила 932 млн долл., продемонстрировав рост на 11% по сравнению с 2011 годом. Вместе с тем количество клиентов сейчас не увеличивается, а конкуренция на рынке усиливается.

Как отметил Сергей Савицкий, генеральный директор холдинга, доходность бизнеса в последние годы падает, что заставляет искать новые резервы для совершенствования деятельности.

По словам Савицкого, основные усилия холдинг предпринимает по трем направлениям: повышение лояльности клиентов, работа с персоналом, развитие его профессиональных компетенций и совершенствование мотивации, а также увеличение эффективности имеющихся бизнес-процессов. Очень важным инструментом для реализации этих усилий выступают информационные технологии.

Основной информационной системой холдинга является система SAP, она работает больше 10 лет. Ее средствами реализована ИТ-поддержка практически всех процессов, связанных с продажами автомобилей, техническим обслуживанием, закупкой запчастей.

Номенклатура запчас­тей очень велика, и приходится очень аккуратно управлять их запасами на складах, чтобы не замораживать слишком много оборотных средств, поэтому функции управления складом, адресного хранения, учета с использованием штрихкодирования и прочие имеют для холдинга очень важное значение.

На базе решений SAP также реализованы блоки CRM, HR, обеспечивается ИТ-поддержка финансовых услуг (страхование, кредитование клиентов, лизинговые услуги). Система бизнес-аналитики QlikView обеспечивает визуализацию данных, открывая широкие возможности для их представления.

«Проанализировав клиентскую базу, мы смогли подсчитать, сколько денег в среднем тратят наши клиенты на техническое обслуживание своих автомобилей, — рассказал Алексей Терещенко, директор отделения стратегического развития холдинга. — Выяснилось, что у клиентов — физических лиц на третий год резко падает потребление нормо-часов технического обслуживания и потребление запчастей. У юридических лиц картина совершенно иная. Оценив ситуацию, мы стали гораздо больше внимания уделять продажам в секторе B2B, а частных владельцев на третьем-четвертом году обслуживания теперь не стараемся удерживать любой ценой на техобслуживании, а предлагаем им пересесть на новый автомобиль».

В 2012 году запущена полноценная веб-версия личного кабинета клиентов дилеров, с помощью которой можно зарегистрировать заявки на техническое обслуживание автомобилей, проверить бонусы, заказать обратный телефонный звонок, увидеть, как скоро поступят нужные запчасти и пр.

Что важно, личный кабинет интегрирован с SAP.

В числе возможностей обновленного сайта холдинга — отслеживание состояния складов автомобилей, включая их комплектации и цены, множество форм для заявок, оказание консультаций специалистов через Интернет, книга отзывов клиентов и др.

В минувшем году появилось мобильное приложение для клиентов, выпущены его версии для мобильных платформ iOS, Android и Windows Mobile.

Как отметил Шлапак, оно отчасти повторяет функциональные возможности личного кабинета на основе веб-интерфейса, но предоставляет еще и дополнительные возможности: справочники телефонов автоцентров и экстренных служб, справочник индикаторов, которые высвечиваются на приборных панелях автомобилей клиентов, функцию определения маршрутов до автоцентров и пр.

В 2008-2012 годах целый ряд проектов, связанных с развитием информационных технологий, был нацелен на повышение отдачи от имеющихся информационных систем, в том числе путем снижения затрат на владение, в особенности на сопровождение.

По словам Шлапака, благодаря этим усилиям удалось на 25% снизить затраты на ИТ в расчете на одного пользователя.