Антон Кофанов Юлмарт
АНТОН КОФАНОВ: «В российских регионах спрос на настольные компьютеры будет еще какое-то время расти»

При вполне очевидных перспективах отечественного рынка десктопов, который, возможно, уже никогда не будет расти, компания «Юлмарт» намерена наращивать сборку системных блоков, продаваемых под принадлежащей ей торговой маркой MicroXperts. В течение ближайших двух-трех лет даже при нынешних тенденциях такое увеличение производства вполне может оказаться оправданным. В то же время «Юлмарт» готовит к открытию новый цех, в котором будет осуществляться сборка мобильных устройств.

Рассчитывать на увеличение продаж настольных компьютеров можно прежде всего из-за имеющейся небольшой рыночной доли, при которой зависимость от изменения совокупного спроса невелика. Для MicroXperts эта доля пока не превышает 2%. В последние несколько лет она увеличивалась, и имеющийся потенциал роста еще не исчерпан. Однако с каждым годом наращивать продажи становится сложнее. Если в 2009-2010 годах прирост превышал 230%, то в последующие два года он сократился до 80 и 43% соответственно. По итогам 2012 года было произведено и продано 73 тыс. компьютеров MicroXperts.

Быстрые темпы роста обеспечивало наличие собственного мощного канала сбыта. Компания «Юлмарт» за несколько лет создала крупную сеть розничных магазинов компьютерной и бытовой техники, так называемых кибермаркетов. Считается, что созданный формат объединяет преимущества обычных и онлайн-магазинов. Первый кибермаркет «Юлмарт» появился в 2008 году в Санкт-Петербурге (до этого он принадлежал Ultra Electronics, которая прекратила свое существование после распродажи торговых точек).

В настоящее время розничная сеть «Юлмарт» объединяет 28 кибермаркетов и 130 точек заказа и выдачи товаров (Outpost), которые расположены в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Тамбове, Твери, Саратове, Владимире и Воронеже. Компания планирует открывать новые магазины, что автоматически расширит канал сбыта для компьютеров собственной сборки.

Кроме того, предполагается поставлять системные блоки MicroXperts в другие розничные сети. Если удастся найти заинтересованные в таких поставках торговые компании, то это также позволит наращивать производство десктопов.

Еще одним источником роста может стать переориентация на регионы. Торговая марка Micro­Xperts существует с 1993 года. До 2009 года она принадлежала одноименной петербургской компании, которая входила в группу компаний «Евклид­». «Юлмарт» фактически приобрела бренд, потому что само производство компьютеров сократилось почти до нуля (в 2008 году было собрано только около 2,5 тыс. ед.) и его пришлось организовывать заново.

Торговая марка MicroXperts за 20 лет существования стала хорошо известной при лояльном отношении к ней покупателей. Однако подобная известность ограничивается только одним регионом, что отражается на структуре продаж — 58% приходится на Петербург и Северо-Запад. В регионах продвижение компьютеров MicroXperts началось только в последние годы и пока ведется без маркетинговой и рекламной поддержки, которая, вероятно, появится в ближайшее время.

Руководство «Юлмарта» понимает, что перспективы продаж настольных компьютеров лучше в регионах, чем в двух российских столицах. «В Москве и Петербурге спрос на десктопы, судя по всему, начал постепенно сокращаться. То же самое будет в других городах, но с задержкой в два-три года, а в некоторых случаях и больше. Потому время еще есть», — считает Антон Кофанов, руководитель департамента «Производство» компании «Юлмарт».

Он рассчитывает, что через год доля регионов в структуре продаж MicroXperts увеличится с нынешних 14% до 20-25%. Однако имеются планы значительно увеличить продажи и в Москве. К весне 2014 года ее доля должна достигнуть примерно 40% (по итогам прошлого года она составляла 28%).

По словам Кофанова, имеющиеся в Петербурге производственные площади позволяют увеличить сборку системных блоков еще на 60-70%. Этого вполне может хватить на два или даже три года роста. Используемая технология сборки также не будет являться препятствием для расширения производства в ближайшее время. В «Юлмарте» каждый системный блок собирает от начала до конца один сотрудник.

«При наших объемах такой способ обеспечивает высокое качество сборки при минимальном показателе обращений по гарантии. При конвейерном производстве к этому показателю также можно приблизиться, но оно будет экономически оправданно при намного более массовом производстве», — говорит Кофанов.

Под сборку мобильных устройств выделено небольшое помещение площадью 60 кв. м. Предполагается, что она не будет ограничиваться двумя-тремя операциями с отверткой, поскольку новый цех представляет собой clear room — полностью защищенное от пыли пространство.

Однако времена, когда отечественным производителям ноутбуков удавалось добиваться успеха при сохранении сборки в России, давно прошли. Поэтому «Юлмарт», не предложив какой-то новой бизнес-модели, вряд ли может рассчитывать на сколько-нибудь значимые объемы выпуска мобильных устройств, даже при наличии собственного широкого канала сбыта. Судя по созданию лишь небольшого цеха, пока и не рассчитывает.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF