Arbyte
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ управления ИТ-активами в АНК «Башнефть» — один из лауреатов конкурса «Проект года», организованного порталом GlobalCIO

Компания Arbyte провела конференцию, посвященную проекту создания системы управления ИТ-активами в АНК «Башнефть», вошедшему в число победителей конкурса «Проект года», организованного порталом GlobalCIO, и одному из самых масштабных проектов для Arbyte. С февраля по октябрь 2012 года в «Башнефти» были разработаны и автоматизированы на платформе LANDesk процессы управления жизненным циклом программного обеспечения и парком ПК из более чем 13 тыс. машин.

Как рассказал Алексей Шицин, директор департамента управления операционной деятельностью ИТ «Башнефти», в компании, объединяющей 17 крупных предприятий топливно-энергетического комплекса Башкирии, вся связанная с ИТ деятельность была централизована лишь чуть более трех лет назад. Но за это небольшое время новым департаментом было реализовано около 30 крупных проектов, среди которых и проект по внедрению системы управления ИТ-активами. В проекте, о котором говорилось на конференции, командой специалистов Arbyte руководил представитель компании-заказчика, а работа шла с привлечением экспертов из ИТ-подразделений предприятий «Башнефти».

По словам руководителя проекта Алексея Викулова, основной его целью была ликвидация хаоса в области учета лицензий на используемое ПО и инвентаризации ПК. Каждое предприятие «Башнефти» самостоятельно контролировало свое ИТ-хозяйство, не было централизации хранения инвентарных данных, отсутствовала единая платформа для управления ИТ-активами. Это создавало серьезные правовые риски — любой аудит привел бы к негативным последствиям для компании. Кроме того, в «Башнефти» рассчитывали, что система управления активами позволит снизить расходы на закупку ПО за счет исключения повторного приобретения лицензий на уже установленные продукты и выбора оптимальных схем лицензирования.

В компании выбирали платформу автоматизации на основании оценок ведущих западных аналитиков и собственного сравнительного анализа решений. Среди ключевых требований к системе были автоматизация управления лицензионной информацией, полная автоматизация инвентаризации ИТ-ресурсов с обязательной поддержкой штрихкодирования, создание и поддержание в актуальном состоянии единого репозитория данных об ИТ-активах. Как отметил Викулов, широкий набор функций выбранных продуктов компании LANDesk Software позволил реализовать ряд возможностей сверх изначального списка требований. В частности, не понадобилось обращаться к услугам другого поставщика для централизованного развертывания и миграции пользователей с Windows XP на Windows 7, реализовано удаленное управление настольными системами пользователей, включая установку и удаление ПО, выполнена интеграция с платформой автоматизации процессов CA Service Desk.

В «Башнефти» используются продукты LANDesk Management Suite для инвентаризации и управления компьютерным парком, LANDesk Asset Lifecycle Management для централизованного репозитория ИТ-активов и LANDesk Process Manager для автоматизации процессов управления ИТ-активами. В рамках проекта силами Arbyte был также проведен правовой аудит документов, подтверждающих правомерность использования ПО в компании и создано их централизованное хранилище.

Основным результатом проекта стало получение точной информации о том, какими ИТ-активами компания располагает, где они находятся, кем используются, как перемещаются, соответствует ли информация о лицензиях ПО реально установленному на пользовательских компьютерах программному обеспечению.

По словам Шицина, проект уже себя окупил — в прошлом году благодаря развернутому решению компании удалось оптимизировать закупку лицензий. Сейчас идет распространение системы управления ИТ-активами на серверы, с весны планируется перевести на ее базу процессы выделения требуемых ИТ-ресурсов подразделениям и бюджетирования, связанного с ИТ-активами.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF