Роман Ивакин
РОМАН ИВАКИН: «Степень оснащенности медицинских организаций неравномерна как в масштабах субъекта РФ, так и в масштабах страны»

Близится к завершению нелегкий первый этап проекта по созданию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Об итогах базовой информатизации и следующем этапе беспрецедентного по важности и масштабу федерального проекта Computerworld Россия/MedIT рассказал Роман Ивакин, директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России.

Что можно отнести к наиболее важным достижениям этапа базовой информатизации?

Как минимум то, что процесс сдвинулся с мертвой точки. Сейчас практически каждый главный врач не просто понимает необходимость каких-то работ по информатизации своего медицинского учреждения, а знает, что нужно, что сделано и как следует сделать. Процесс информатизации прошел «точку невозврата». Отлажен механизм управления проектом на всех уровнях, что позволяет решить практически любую задачу и реализовать ИТ-решение любой сложности. Работы по информатизации стали частью повседневной деятельности медицинской организации. Сформирован институт главного внештатного специалиста по информатизации системы здравоохранения, начал работать экспертный совет. Все это позволяет обеспечить необходимую открытость, оперативное информирование всех участников системы здравоохранения и обратную связь между экспертным сообществом и министерством.

Какова степень готовности ИТ-инфраструктуры к массовому использованию информационных систем врачами?

Современные тенденции в сфере ИТ основаны на использовании Интернета. Связь и обмен данными между медицинскими организациями — через Интернет, запись на прием — через Интернет, телемедицинские консультации, дистанционная диагностика — через Интернет и т. д. Регионы и медицинские организации сегодня создали устойчивую ИТ-инфраструктуру, которая позволяет масштабировать самые современные информационные системы, используемые врачами и пациентами. Следует признать, что степень оснащенности медицинских организаций неравномерна как в масштабах субъекта РФ, так и в масштабах страны. Это связано с тем, чтобы в первую очередь оснащались те учреждения, где наибольшее количество посещений, что, на наш взгляд, логично.

Каковы планы на 2013 год, чего вы рассчитываете достичь к концу года?

Планы на 2013 год — обеспечить поддержку внедренных в 2011-2012 годах информационных систем и масштабировать их. Главная задача — начать использовать электронные медицинские карты (ЭМК) в масштабах страны. Сейчас ЭМК ведется в отдельных учреждениях, в лучшем случае в нескольких организациях региона. ЭМК является основой для всех сервисов, которые нужны врачам, пациентам, управленцам здравоохранения. Получение электронных рецептов, выписок и справок для пациентов можно сделать удобным на основе ЭМК. Внедрение ЭМК — задача сложная для всех: для нас, для врачей, для ИТ-специалистов, для пациентов. Сложная психологически, организационно. Но мы понимаем, как ее решать, и эта работа уже ведется.

Кроме этого, мы планируем развить информационные системы для службы скорой помощи. От оперативности и оснащенности этой службы во многом зависит результативность выздоровления пациентов. По многим заболеваниям важно оказать квалифицированную медицинскую помощь в первые минуты.

Также мы проработали концепцию развития и внедрения телемедицинских технологий в повседневную деятельность медицинской организации. Сейчас использование этих технологий не носит системного характера. Во многих учреждениях закуплено большое количество современного оборудования, но используется оно не всегда эффективно. Часто медицинские работники просто не знают всех возможностей телемедицинских технологий. В этом направлении, кроме технического оснащения, важным фактором успеха будет методологическая и организационная поддержка. У нас не стоит задача дать каждому врачу по видеокамере. Задача в том, чтобы внедрить телемедицинские технологии там, где это необходимо для качественного оказания медицинской помощи, так, как это удобно врачу, таким образом, чтобы это стало органичной частью сферы охраны здоровья.

Есть ли планы по вовлечению фельдшерско-акушерских пунктов в проект ЕГИСЗ?

В ряде регионов их вовлекли еще в 2011-2012 годах. ФАПы — это, как правило, удаленные структурные подразделения районных больниц, в которых врач часто является мастером на все руки. Cоответственно их оснащение ИТ должно учитывать эту специфику. Кроме стандартных ЭМК и других информационных систем, в ФАПах особо востребованы телемедицинские технологии.

Какова готовность регионов к внедрению федерального сервиса электронных медкарт?

Это некорректная формулировка. Федеральный сервис ЭМК уже внедрен в Минздраве. Регионы в 2012 году внедряли медицинские информационные системы (МИС), которые используют ЭМК. Теперь стоит задача объединить МИС субъектов в единое информационное пространство, чтобы обеспечить преемственность лечения и медицинской информации, а также решить ряд других задач. Поэтому правильнее говорить о том, насколько регионы готовы интегрироваться.

Повторюсь, оснащенность медицинских организаций неравномерная, однако текущий уровень уже позволяет начать интеграцию. Параллельно регионы будут масштабировать МИС и унифицировать объем и формат данных в своих ЭМК. Как показал прошлогодний опыт внедрения записи на прием к врачу, не нужно подключать всех сразу. Наряду с чисто технической работой (настройка каналов, ключей доступа, установка программного обеспечения) нужно проводить организационные мероприятия по отладке процессов в медицинском учреждении. Нужно научить врачей пользоваться системой, учесть их пожелания, отработать навыки работы с ЭМК, чтобы для врача стало естественным вести медицинскую карту в электронном виде. На все это нужно время, но ни в коем случае нельзя забывать и о пациентах. Мы не можем сказать нашим гражданам: «Подождите, мы тут пару недель поучимся, повнедряем, а вы пока не болейте и к нам не приходите». Людям не нужна такая информатизация, а значит, излишней спешки при внедрении ЭМК быть не должно во избежание ошибок — это очень чувствительно для всех.

По каким критериям будут оцениваться результаты информатизации отрасли и когда можно будет подводить основные итоги?

Некоторые результаты можно оценить уже сейчас. В прессе, в Интернете, на телевидении проект информатизации здравоохранения регулярно обсуждается. Если бы ничего не происходило, то и внимания к этой теме не было бы. Запустили проект по регистратуре — все обсуждают: как она работает, удобно или нет, как ее улучшить, какие недостатки. Мы признаем, что есть трудности, есть проблемы, есть ошибки. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы внимательно прислушиваемся ко всем обсуждениям хода проекта, анализируем критику и похвалу (такое тоже бывает), чтобы скорректировать свою работу и работу регионов.

Если говорить о цифровых критериях, то они определены в программах каждого субъекта; кроме этого мы озвучивали некоторые показатели, которые характеризуют результативность и эффективность проекта. Учитывая, что вопрос о критериях в последнее время задается нам со стороны многих СМИ и экспертов, мы прорабатываем сейчас с экспертным советом дополнительные критерии к уже существующим. Одновременно в рамках проекта «Открытое министерство» планируется сделать инструментарий для мониторинга широкой общественностью хода достижения показателей регионами и медицинскими учреждениями.