Александр Ложечкин Microsoft
АЛЕКСАНДР ЛОЖЕЧКИН: «Наши облака взлетели»

В Microsoft подвели итоги первых 510 дней доступности облачного сервиса Windows Azure в России и объявили о заключении двух партнерских контрактов — с «дочкой» Сбербанка, компанией «Деловая среда», и с проектом Oblakoteka.ru, входящим в холдинг MONT.

Облачная платформа Microsoft стала доступна в России с сентября 2011 года — сначала только корпоративным заказчикам. В июле 2012 года набор сервисов Windows Azure стал доступен для всех без ограничения. На текущий день в облаке уже есть 80 российских сервисов, которые обслуживают 6,5 тыс. клиентов. Кроме того, более 15 тыс. российских разработчиков загрузили SDK для интеграции в облако Azure.

Почти половина заинтересовавшихся предложениями Microsoft компаний оказались начинающими: они старались избежать затрат на создание собственной ИТ-инфраструктуры. Еще 30% компаний используют Windows Azure для предоставления своих облачных сервисов клиентам, и оставшиеся 20% перенесли в облака свои приложения. «Нас очень вдохновили финансовые результаты Windows Azure, — заявил Александр Ложечкин, директор департамента стратегических технологий Microsoft, — поскольку они оказались значительно выше наших ожиданий». Однако следует отметить, что 80% сервисов в облаке развернуто компаниями с короткой бизнес-историей, практически не имеющими собственных капитальных вложений — они могут достаточно быстро уйти с рынка.

По оценкам разработчиков облачных сервисов, аренда вычислительных ресурсов является основой для развития мобильных приложений, хранящих данные в облаке. По словам Арама Пахчаняна, вице-президента ABBYY и директора департамента по вводу данных, облака полностью меняют рынок ИТ. «Это уже не простой рост рынка облачных сервисов, а глобальное изменение ситуации, — отмечает он. — Мобильные устройства не могут существовать без наличия облачных сервисов».

Следует отметить, что облака приводят к консолидации финансовых потоков в руках крупных владельцев облачной инфраструктуры. Так, Microsoft не допускает перепродажи собственных сервисов, и партнерам приходится придумывать новые сервисы и схемы получения доходов.

Так, «Деловая среда» предназначена для продвижения облачных сервисов. Разработчики могут разместить свой сервис в каталоге «Деловой среды», которая будет заниматься поиском новых клиентов, их документарным сопровождением, биллингом предоставляемых услуг и решать другие бизнес-задачи. В частности, договор с Microsoft предполагает совместное продвижение облачных сервисов, обслуживаемых «Деловой средой», в том числе и по своим каналам.

Точно так же и Oblakoteka.ru предоставляет набор услуг для создателей облачных сервисов: интеграция их в существующую инфраструктуру предприятия, консультации по переносу приложений в облака, документарное сопровождение проекта и др. Компания уже предоставляет подобные услуги для других платформ, а теперь у клиентов появится возможность использовать в том числе и облако Windows Azure.