объем рынка платного ТВ в России
В 2012 ГОДУ НАИБОЛЬШИЙ УРОВЕНЬ проникновения услуг платного телевидения зафиксирован в центре России (68,2%), а наименьший — в Дальневосточном регионе (45,1%). При этом представители отрасли рассчитывают, что в будущем большинство пользователей предпочтут заплатить за хорошо организованный сервис и не станут полагаться на открытое цифровое ТВ
Источник: Istockphoto

По данным, которые обнародовал на встрече с журналистами в преддверии выставки-форума CSTB 2013 генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков, в 2012 году объем рынка платного ТВ в России составил 47,5 млрд руб. По оценкам Юрия Припачкина, президента ассоциации кабельного телевидения России, это примерно десятая часть всего рынка связи нашей страны.

Общее число контрактов, заключенных операторами платного ТВ, составило к концу прошедшего года 30,5 млн против 26 млн в 2011 году. Крупнейшим поставщиком услуг платного ТВ является компания «Триколор ТВ», обеспечившая спутниковым телесигналом 8,8 млн домохозяйств. На втором месте по числу абонентов находится «Ростелеком» (6,4 млн активных контрактов), а на третьем — компания МТС с 3 млн подписчиков. Несмотря на лидерство спутниковой сети «Триколор ТВ», наибольшую долю рынка контролируют все же традиционные кабельные операторы — на них в сумме приходится 56% действующих контрактов. Эта группа рыночных игроков, впрочем, постепенно теряет свою долю рынка — в прошлом году она сократилась на 4%, которые «перетекли» к провайдерам IP-телевидения. Доля последних на рынке выросла до 9%. Остальных абонентов (44%) обслуживают операторы спутникового ТВ. Среди них пальма первенства у «Триколор ТВ», на втором месте — «Орион Экспресс», а на третьем НТВ+.

Одной из главных тенденций на оте­чественном рынке платного ТВ эксперты назвали запуск услуг, связанных с предоставлением контента в формате HD. Россия, по приведенным на конференции оценкам, занимает восьмое место в Европе по количеству домохозяйств, смотрящих телевидение высокой четкости. К примеру, одна только компания «Триколор ТВ» предоставляет сигнал высокой четкости миллиону абонентов, о чем сообщила Юлия Шахманова, директор по контенту «Триколор ТВ». Другой важной тенденцией, определяющей развитие платного ТВ в нашей стране, является интеграция телевидения с Интернетом, отметил Анатолий Сморгонский, директор по маркетингу столичного региона компании «ВымпелКом».

В 2012 году наибольший уровень проникновения услуг платного телевидения зафиксирован в центре России (68,2%), а наименьший — в Дальневосточном регионе (45,1%). Это примечательный факт, потому что именно на Дальнем Востоке силами ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть» были запущены одни из первых в нашей стране сети бесплатного цифрового эфирного ТВ. Не исключено, что дальнейшая цифровизация ТВ-сетей и распространение бесплатного сигнала РТРС на всю страну окажут негативное влияние на рынок платного телевидения.

Конечно, по своим возможностям эфирное цифровое телевидение уступает мультисервисным сетям. В эфире, к примеру, не организуешь расширенных интерактивных услуг, не предоставишь пользователям возможность смотреть выбранный контент в мультиэкранном режиме, плавно переключаясь с компьютера на телевизор, а с телевизора на смартфон. Возможности РТРС также ограничены в вопросах расширения HD-контента, поскольку частотный ресурс эфирных цифровых сетей строго лимитирован. Но специалистам хорошо известно, что интерактивные услуги и контент высокого разрешения пока не относятся к услугам массового спроса, операторы позиционируют их как премиальные. Кроме того, внимание большинства телезрителей по-прежнему сфокусировано на федеральных общедоступных телепрограммах, входящих в первый мультиплекс. И подавляющее большинство абонентов кабельных сетей регулярно смотрят порядка 10 каналов в районе «первой кнопки». Так какой резон приобретать услуги платного ТВ на территориях, где ведется открытое цифровое вещание?

Тем не менее эксперты, представляющие рынок платного ТВ, категорически отрицают какое-либо негативное влияние всероссийской цифровизации телевидения на их операционные показатели. В частности, Шахманова заявила, что в регионах, где уже запущено цифровой вещание РТРС, не замечено какого-либо снижения темпов подключения к услугам «Триколор ТВ». Припачкин полагает, что наиболее уязвимым элементом проекта цифровизации сетей РТРС является отсутствие договорных отношений между зрителями и поставщиками сигнала.

Кроме того, он ожидает, что большинство пользователей предпочтут заплатить за хорошо организованный сервис и не станут полагаться на вроде бы бесплатное, но не гарантирующее качества обслуживания цифровое ТВ. В TelecomDaily прогнозируют, что в 2015 году число действующих контрактов на услуги платного ТВ увеличится в России до 37 млн.