Бернар Шарлес, Dassault Systemes
БЕРНАР ШАРЛЕС сделал экскурс в историю компании, обозначив основные вехи ее развития

Компания Dassault Systemes ежегодно в конце ноября организует конференцию для своих европейских заказчиков и партнеров. Много лет это мероприятие проходило в одном из отелей парижского Диснейленда. В этом году форум DS переехал в современный комплекс в самом центре столицы Евросоюза — Брюсселя и получил новое название — 3DExperience Forum.

3DExperience — так в DS обозначают свою стратегию на ближайшие 10-15 лет. Один из крупнейших мировых поставщиков систем трехмерного проектирования и управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM), Dassault Systemes последний год настойчиво проводит идею расширения возможностей своих технологий и в целом своего взаимодействия с заказчиками за пределы PLM. Президент и генеральный директор DS Бернар Шарлес традиционно для своих выступлений на форуме сделал экскурс в историю компании, обозначив основные вехи ее развития. По словам Шарлеса, в 1986 году французский производитель с выпуском версии V3 своих решений стал пионером в области трехмерного проектирования. В 1994-м версия V4 технологической платформы DS реализовала возможности цифровой разработки изделий «от и до» в 3D (в DS это называют 3D Mock-Up). 1999 год ознаменовался выходом платформы V5, объединяющей основные бренды DS под эгидой 3D-PLM. Эта версия до сих пор широко используется заказчиками компании. Но ставка делается на платформу V6, выпущенную в 2009-м. Ее миссия несколько раз переформулировалась последние годы, но теперь, видимо, в компании окончательно выбрали для ее обозначения слоган 3DExperience.

Что он означает, понять и объяснить другим непросто. Судя по выступлениям на форуме, в компании пытаются донести до своих клиентов идею, что сегодня основную ценность для их заказчиков представляют не разрабатываемые продукты и даже не связанные с этими продуктами сервисы, а тот опыт, чувства и ощущения (experience), которые оказываются связанными с этими продуктами и сервисами в процессе их использования. Наличие неповторимых ощущений, возникающих у пользователей, становится ключевым отличительным качеством, определяющим в современной экономике конкурентные преимущества производимой продукции. DS берется помочь реализовать их с помощью своих десяти продуктовых брендов, которые интегрируются на платформе V6 3DExperience.

Похоже, 3DExperience — яркий маркетинговый ход компании, новая оболочка для в целом уже сложившейся системы решений DS. Шарлес признался, что по-новому посмотреть на позиционирование своих продуктов сугубо технологической компании помогла Моника Мегини, исполнительный вице-президент DS по взаимодействию с индустрией, маркетингу и PR. Именно за год после ее появления в компании и была сформулирована стратегия 3DExperience.

Отказавшись от аббревиатуры PLM в формулировке своих стратегических целей, компания стремится сделать мир трехмерных технологий близким все более широкому кругу заказчиков и убедить их, что в виртуальном мире можно создавать продукты, способные, как подчеркнул Шарлес, внести гармонию в окружающий нас реальный мир.

Поиск и анализ

На 3DExperience Forum в Брюсселе Бернар Шарлес и Моника Менгини выступили с теми же презентациями, что были представлены примерно месяц назад аудитории московской конференции DS (см. «Компас многомерного опыта», Computerworld Россия, № 27, 2012). Они рассказали о том, что платформа V6 3Dexperience группирует бренды DS в четыре категории (четыре стороны света на компасе, который является символом новой стратегии DS) и позволяет строить на их основе специализированные решения для 12 отраслей.

Четыре группы технологий 3Dexperience — это традиционное 3D-проектирование (семейства продуктов Catia, Geovia и SolidWorks), моделирование в 3D и технологии реалистичного восприятия (Delmia, Simulia, 3dvia), структурированное управление совместной разработкой изделий и социальное взимодействие (Enovia и 3dswym), интеллектуальное управление информацией (Exalead, Netvibes). На последней стоит остановиться особо, поскольку она наиболее ярко отражает стремление DS расширить возможности своих традиционных заказчиков, занимающихся инженерными задачами, привлечь новых, которые вообще не имеют отношения к проектированию, и включить в процессы создания продуктов, сервисов и связанных с ними ощущений.

Exalead и Netvibes — системы, позволяющие искать и обрабатывать разнообразную информацию как в рамках корпоративных хранилищ, так и в Интернете. Поисковые технологии Exalead были приобретены DS около трех лет назад и интегрированы с ее центральной платформой управления жизненным циклом изделия Enovia. Облачная система Netvibes, купленная в начале 2012 года, позволяет в реальном времени анализировать данные различных типов и визуализировать результаты на информационных панелях. Как пояснил Паскаль Далоз, управляющий вице-президент DS по стратегии и маркетингу, Netvibes дает возможность, например, делать семантический анализ высказываний в социальных медиа. Тем самым это решение становится одним из инструментов вовлечения заказчиков в процессы создания продуктов и сервисов, что относится к ключевым идеям стратегии 3Dexperience.

По словам Далоза, Exalead и Netvibes хорошо дополняют друг друга. Netvibes агрегирует информацию из разнообразных источников, причем в их самом актуальном состоянии, Exalead позволяет индексировать эту информацию, вычленять из нее ценные метаданные, а Netvibes затем проводит семантический анализ и представляет результаты в наглядном виде. Такую комбинацию технологий уже использует, например, крупный французский ретейлер Carrefour, заказчик DS, для анализа отзывов своих клиентов и экспертных оценок в Сети.

Важно также, подчеркнул Далоз, что обе технологии включают в единое пространство информационные источники различной природы внутри компании и в Интернете, и это оказывается полезным как для инженерных компаний, так и для любых других.

По словам Далоза, подобного сочетания поисковых и аналитических механизмов, способных комбинировать структурированные и неструктурированные данные в единой среде, пока не может предложить ни один из конкурентов DS.

Российский дебют

Ноябрьский форум — мероприятие прежде всего для клиентов DS, поэтому традиционно много времени на пленарной сессии отводится выступлениям заказчиков. На форуме этого года среди них впервые была представлена российская компания. Валерий Лимаренко, директор ОАО «НИАЭП», рассказал об опыте создания на платформе V6 единого информационного пространства в строительстве атомных станций.

НИАЭП, нижегородское предприятие «Росатома», проектирует и строит блоки атомных станций в России и за рубежом. В процессах разработки компания использует типичный для инженерных предприятий зоопарк систем, среди которых, помимо решений DS, таких как Catia и Delmia, присутствуют и продукты ее конкурентов. Но объединяющим центром для всех них является платформа V6. Как рассказал Лиморенко, совместно с DS в НИАЭП на основе системы Enovia разработали решение, которое интегрирует технологический, конструкторский и строительный компоненты инженерного объекта, разрабатываемые в разнородных системах, в единую информационную модель атомной станции. В DS отмечают, что это первый в мире опыт подобной интеграции на платформе V6.

Кроме того, с использованием системы Delmia в НИАЭП создана технология Multi-D для формирования динамической модели, с помощью которой инженеры-технологи проводят планирование и детальное моделирование процессов строительства. На базе этой технологии также реализован полевой инжиниринг — управление сооружением объекта непосредственно на строительных площадках, в том числе с использованием визуального 3D-моделирования на мобильных устройствах.