«Сбербанк-краудсорсинг»
СБЕРБАНК С ПОМОЩЬЮ КРАУДСОРСИНГА за «Спасибо» рассчитывает улучшить свою работу

Участники конференции Crowdcon, посвященной краудсорсингу, обсуждали в том числе и возможности использования технологий организации толпы в корпоративном управлении.

По определению Василия Бурова, председателя совета директоров компании WikiVote, краудсорсинг предполагает передачу некоего процесса на обработку неопределенному числу лиц. Важно при этом сохранить управляемость подобного процесса и обеспечить качественный результат. Для этого и предназначены информационные технологии, лежащие в основе краудсорсинга.

На краудсорсинг стоит отдавать процессы, которые требуют креативного подхода и разработки новых подходов. Например, государство пытается использовать краудсорсеров для написания новых законов, общественные организации — для набора волонтеров, а компании — для поиска новых решений и креативных сотрудников. На технологии же лежит задача правильно выбрать наиболее подходящее решение поставленной задачи из набора предлагаемых в рамках конкретного проекта.

Технология направлена на выбор решения, с эффективностью которого должно согласиться большинство участников процесса. При этом не всегда наиболее популярное решение является эффективным и реализуемым. Поэтому простой кнопочки Like в данном случае недостаточно. По словам Сергея Карелова, соучредителя компании Witology, среди добровольцев нужно выбрать группу наиболее компетентных и креативных людей и организовать их в команду, а затем уже опираться на нее для исполнения задач, поставленных перед краудсорсинговым проектом. Именно для этого и используются различные методы теории графов, анализа формальных понятий и коллаборативной фильтрации предложений.

Следует отметить, что краудсорсинг может быть как внутренний, так и внешний. Внутренний краудсорсинг предназначен для формирования команды под проекты из работников какой-либо компании. В частности, Сбербанк некоторое время назад провел краудсорсинговый проект среди своих сотрудников под названием «Биржа идей», в процессе которого был предложен набор мер по решению самых важных для банка проблем. Причем были не только выработаны идеи, но и выделены сотрудники банка, которые готовы взяться за их реализацию. Однако, по оценкам Карелова, краудсорсинговый проект эффективно работает, если его ядро образуют как минимум 300 человек, в то же время число участников в первоначальной «толпе» должно быть по меньшей мере в 20 раз больше. Поэтому проекты внутреннего краудсорсинга возможны только в больших компаниях.

Внешний краудсорсинговый проект предполагает участие в нем любого желающего со стороны, среди этих людей также набирается команда, которая, вполне возможно, нанимается на работу. Впрочем, для небольших проектов можно использовать труд краудсорсеров без денег, например за предоставление скидки на продукты или услуги компании — так, в частности, поступает Сбербанк в своем проекте «Сбербанк-краудсорсинг». Участники проекта генерируют идеи за бонусные баллы «Спасибо». При этом Буров считает, что слишком большой гонорар в краудсорсинговом проекте вредит — в нем начинают участвовать профессиональные коллективы, и он превращается в банальный конкурс, где побеждают профессионалы и используемые ими шаблонные решения. В то же время эффективнее краудсорсинг использовать для тех процессов, где необходима разработка нестандартных, инновационных решений.

Сейчас уже достаточно много компаний предлагают программное обеспечение для создания краудсорсинговых проектов. В частности, на базе российской разработки компании Witology построены некоторые краудсорсинговые сайты. Альтернативу предлагает компания WikiVote с собственным инструментом для организации краудсорсинговых проектов. В частности, в проектах Сбербанка используются разработки обеих этих компаний. Наличие уже готовых платформ для формирования краудсорсинговых проектов стимулирует развитие краудсорсинга как в государственных, так и в общественных организациях.