Windows 8 поддержка сенсорного управления
С выходом Windows 8 поддержка сенсорного управления в дисплеях может стать одной из наиболее востребованных функций
Источник: Агрелла Чанс/everystockphoto.com

На заре российского компьютерного рынка, лет двадцать назад, ПК продавались, как правило, в комплекте с мониторами. Потом эта практика по понятным причинам прекратилась, и хотя продажи на обоих рынках в целом коррелировали, но решение о замене старого ПК на новый обычно не было связано с таковым в отношении монитора. Windows 8 с ее технологией «многократного касания» может побудить пользователей к синхронной замене обоих устройств, в равной мере пострадавших от роста популярности мобильной техники. Тем более что, как говорит Наталья Виноградова, аналитик российского офиса IDC, продажи мониторов в целом следуют за продажами десктопов, как в корпоративном секторе, так и в домашнем. В первом срок эксплуатации системного блока и монитора приблизительно одинаков, во втором доля тех, кто покупает стационарный дисплей для подключения к нему какого-либо переносного устройства, крайне мала. Каких-либо технологий, способных радикально подстегнуть рынок, Виноградова пока не видит.

Представители компаний не вполне согласны с этой оценкой.

Екатерина Царева, директор департамента средств визуализации Acer в России, отмечая, что рынок мониторов в 2012 году показывает отрицательную динамику, считает его по-прежнему огромным (около 4,5 млн штук) — в государственных и бизнес-структурах любого размера (а они занимают весьма значительную часть рынка) пока предпочитают новомодным ноутбуку или планшету проверенную связку «ПК плюс монитор». Довольно существенное влияние, по ее мнению, на продажи оказывает и замена мониторов, благодаря чему и в 2013 году в России их будет продано около 4 млн.

Влад Захаров, менеджер по маркетингу компонентов компании Asus, считает, что, хотя снижение спроса на десктопы действительно оказывает влияние на продажи мониторов, достаточно много владельцев мобильных устройств в домашних условиях предпочитают использовать внешние мониторы, которые дают гораздо более качественное изображение, чем экраны планшетов и ноутбуков.

Аналогичного мнения придерживается Андрей Каракашев, региональный директор компании MMD Monitors & Displays (эксклюзивный дистрибьютор ЖК-мониторов под маркой Philips на мировом рынке), который упомянул о моделях с док-станциями для iPhone и фирменной технологии Philips MHL (Mobile High-Definition Link). Этот стандарт позволяет подключать мобильные устройства к телевизорам и мониторам, поддерживающим высокое разрешение Full HD.

«Доля настольных мониторов будет сокращаться и далее — весь вопрос в темпах», — говорит Алексей Златин, глава представительства компании NEC Display Solutions. «Классические» мониторы, по его мнению, будут востребованы корпоративными пользователями (например, работающими в области САПР и дизайна), а также индивидуальными потребителями, понимающими и ценящими разницу в качестве изображения — оно у мобильных устройств пока ниже, чем у стационарных дисплеев.

Елена Смородинова, продакт-менеджер по мониторам и проекторам компании OCS Distribution, занимает по этому вопросу промежуточную позицию. С одной стороны, по ее мнению, производители мониторов довольно активно пытаются осваивать нишу «мониторы для мобильных устройств», с другой — для получения большого и качественного изображения можно воспользоваться и телевизором (интерфейс HDMI уже не редкость) или просто сесть за ПК.

Павел Сурин, руководитель направления «Мониторы и ИБП» компании «Марвел», также полагает, что мало кто подключает мобильные устройства к мониторам. Его оценка происходящего на рынке, пожалуй, самая пессимистичная. «Больной скорее мертв, чем жив, — считает он. — И во многом из-за ошибок врачей — вендоров, которые в своих прогнозах переоценили темпы роста рынка».

3D и другие спасители

Несколько лет назад, когда уже было видно, что мобильные устройства значительно потеснят настольные (но еще было неясно, насколько), предполагалось, что спасти классические мониторы смогут трехмерные технологии. Однако сейчас почти все производители высказываются об их перспективах достаточно сдержанно.

«3D-технология, к сожалению, не оказала большого влияния на увеличение продаж мониторов ввиду ограниченного выбора контента, и на текущий момент потребители потеряли интерес к подобного рода продуктам», — считает Царева.»Это скорее штучный товар, чем объект массового спроса. Их покупают не для работы, а как интересную ‘фишку’ для дома», — соглашается с ней Смородинова.

Захаров, напротив, отметил, что в последнее время ощущается рост продаж мониторов с технологией 3D. Возможно, дело в том, что трехмерные технологии еще относительно молоды, полагает Андрей Господынько, менеджер по стратегии ИT-продуктов компании LG, и поэтому пока не стали драйвером рынка.

Но в целом взгляд скорее пессимистический. «Доля продуктов с новыми технологиями крайне невелика, речь идет максимум об 1-2% рынка», — резюмирует Каракашев.

Сурин, также считая, что имеющиеся инновации пока привлекают небольшие группы энтузиастов, полагает, что вдохнуть жизнь в мониторный бизнес смогли бы более «революционные» решения. Например — панели нового типа

Пока же среди новшеств, способных побудить пользователей к покупке монитора, упоминаются MHL, touch-технологии, которые придут вместе с Windows 8, беспроводные способы передачи изображения, преображение мониторов в «умные» устройства на базе Android. «Монитор перестает быть просто устройством для визуализации информации, это уже продукт, включающий разнообразные дополнительные возможности, — говорит Царева. — В 2013 году в мониторах будут применяться такие технологии и функции, как Touch Screen, MHL, IPS, WVA, появятся мониторы на базе Android».

Также, по ее мнению, уже в 2013 году наступит эра светодиодных мониторов на высококачественных матрицах (TN, IPS, WVA и т. д). Улучшение изображения — путь хоть и не революционный, но в нынешних условиях, возможно, самый верный. «Мониторный рынок в первую очередь движется по пути качественного улучшения изображения, — считает Господынько, — что отражается в росте поставок мониторов с IPS-панелями, обеспечивающими более точную цветопередачу. И потом, идет довольно быстрое смещение предпочтений пользователей к большим диагоналям — от 23 дюймов и выше».

Проекторы и панели

Рынок проекторов, в отличие от мониторного, продолжает быстро расти. По оценкам ряда аналитических агентств, рынок проекторов увеличился в 2011 году по сравнению с 2010-м на 50%, и в первом полугодии 2012 года подобная тенденция сохранилась. Как полагает Евгений Джаксимов, старший продакт-менеджер по проекционному оборудованию и бизнес-технике московского представительства компании Epson, в 2011 году российский рынок проекторов рос быстрее, чем в любой другой стране Европы, и достиг почти 200 тыс. устройств.

По-прежнему большинство респондентов особо выделяют образовательный сегмент. «Основным фактором роста рынка проекторов остается сфера образования; стоит заметить, что это характерно вообще для многих стран, — говорит Смородинова. — Наличие инвестиций в крупные образовательные проекты дает основание надеяться, что рост рынка, наблюдавшийся в последние два года, продолжится». Доля других сфер, по ее мнению, заметно меньше, однако продажи вполне успешно идут и в домашний, и в офисный секторы. В Acer, кроме образовательного, считают перспективными корпоративный и SBM-сегменты, в Epson — домашний. По мнению Сурина, в ближайшие годы драйверами роста будут корпоративный сегмент и спрос на «массовые модели», которые по мере развития DLP-технологий будут становиться все качественнее, однако цены на них вряд ли упадут. Златин, полагая, что рост 2011 года связан с отложенным из-за кризиса спросом со стороны образовательного сектора, отметил также возросший интерес к проекторам, проявляемый корпоративными пользователями.

Для ASUS рынок проекторов довольно новый, поэтому она решила пойти своим путем. Ее первая модель, ASUS P1, как отметил Захаров, отличается малыми габаритами и весом, поэтому компания предлагает использовать ее, помимо прочего, как средство для отображения информации с мобильных устройств.

Стремительно растет и рынок информационных панелей, однако пока он, как отметил Сурин, находится в стадии формирования, поэтому точную оценку его размеров и темпов роста дать затруднительно.

Появление новых технологий расширяет сферы применения панелей, считает Владимир Осокин, менеджер по развитию корпоративного бизнеса «Самсунг Электроникс Рус Компани», приводя в пример новинки 2012 года — интерактивные столы, прозрачные дисплеи, светодиодные панели диагональю 75 дюймов, жидкокристаллические «кубики». Важнейшей тенденцией он назвал рост популярности светодиодных устройств, более экономичных, компактных и легких, благо разница в цене между ними и обычными ЖК-панелями существенно сократилась. Смородинова среди перспективных также отметила технологию 4К.

Златин связывает рост рынка информационных панелей (как в количественном, так и в денежном выражении) в первую очередь с тем, что российские потребители созрели в достаточной степени для такого вида оборудования и стали проявлять интерес к законченным решениям, в которых панель является частью программно-аппаратного комплекса. Разумеется, свой вклад вносят и новые технологии, дающие возможность использовать панели во все новых сферах.