Когда 15 лет назад Стив Джобс официально вернулся в Apple, находившаяся в непростой ситуации компания начала путь к своему возрождению. В течение восьми месяцев (с 17 сентября 1997 года) Джобс занимал пост временного генерального директора (Interim CEO — для краткости эта должность обозначалась аббревиатурой iCEO), со всей присущей ему энергией разрабатывая стратегию, которая была призвана спасти Apple от забвения.

Спустя год после ухода Стива Джобса самое время вспомнить семь ключевых решений, которые помогли ему вернуть Apple на правильный путь.

Стив Джобс, Бил Гейтс

НОВАЯ ПОЗИЦИЯ Джобса по отношению к компании Била Гейтса позволила высвободить мощный импульс интеллектуальной энергии
Источник: Joi Ito/Wikipedia

Вся полнота власти

Самое важное решение Стива Джобса заключалось в том, что он вернул себе управление компанией. А между тем изначально все планировалось совсем не так.

После покупки в конце 1996 года компании NeXT исполнявший в то время обязанности генерального директора Apple Джил Амелио пригласил Джобса в качестве специального советника. Конечно, Джобс мог бы ограничиться консультациями. Но это было не в его стиле. В итоге Джобс очень быстро убедил совет директоров в необходимости отстранения Амелио от должности. А затем и предложил в качестве замены ему собственную кандидатуру.

Концентрация на главном

До прихода Джобса компания выпускала десятки различных моделей настольных компьютеров Macintosh, ноутбуков и серверов, представленных в самых разных вариациях. Кроме того, Apple занималась производством принтеров, цифровых фотоаппаратов и прочих устройств. Но лишь очень немногие продукты действительно приносили компании прибыль.

Джобс решил отказаться от 70% аппаратного и программного ассортимента. На свалку истории был отправлен даже карманный компьютер Newton, до сих пор вызывающий у некоторых ностальгию.

В королевстве Macintosh также была устроена генеральная уборка. Будущее Macintosh описывалось всего четырьмя квадратиками: в двух из них размещались настольные и портативные компьютеры потребительского класса (эту нишу занимают iMac и iBook), а в двух других — профессиональные настольные и портативные компьютеры (Power Macintosh и PowerBook). Все, что не вписывалось в эту схему, подлежало уничтожению.

В течение первого года пребывания в должности iCEO Джобс уволил более 3 тыс. сотрудников. Но какими бы болезненными ни были эти сокращения, в конечном итоге они позволили компании выпустить несколько по-настоящему хороших продуктов вместо десятков посредственных.

Чистка рядов

В 1996 году большинство членов совета директоров Apple думали лишь о том, как бы продать свою долю в ней по возможно более высокой цене. После возвращения Джобсу нужен был обновленный совет директоров, который демонстрировал бы более позитивное отношение к компании и лояльность непосредственно к нему как к лидеру. Всего за несколько недель Джобс вынудил большую часть совета директоров уйти в отставку. В числе ушедших был и Майк Марккула — человек, благодаря деньгам которого в 1977 году Apple начала свой путь в деловом мире.

На их место Джобс пригласил своих близких друзей, в том числе генерального директора Oracle Ларри Эллисона.

После реструктуризации компания была избавлена от подразделений, сосредоточенных на разработке какого-то одного продукта и конкурировавших между собой за общие ресурсы. Вместо них были созданы управления более широкой направленности, отвечавшие за маркетинг, продажи, производство и финансы.

Режим молчания

Во времена Джила Амелио утечки информации в прессу, организуемые некоторыми сотрудниками Apple, зачастую заставляли генерального директора менять свою политику. Джобс же наложил на сотрудников полный запрет на общение с прессой.

С годами проводимая Джобсом политика закрытости от прессы сформировала вокруг компании ореол секретности и постоянного интереса, а презентация очередных продуктов всякий раз сопровождалась неожиданностями. Строго дозируя информационные потоки за пределами компании, Джобс держал все публикации под своим контролем.

Топор войны — в землю

В течение первого срока руководства Apple Стив Джобс отметился своей битвой за рынок ПК, ознаменовавшейся прямым конфликтом между Apple и IBM. Попутно Apple противопоставила себя и Microsoft — компании, которая поставляла операционную систему IBM PC, а впоследствии, взяв за основу внешний вид графической операционной системы Macintosh, разработала Windows.

В 1996 году Джобс нашел в себе силы признать, что война настольных ПК окончена — Microsoft победила. Не было смысла тратить деньги и силы на битву, не имевшую никаких перспектив.

В обмен на соглашение о взаимном лицензировании Microsoft согласилась на протяжении по крайней мере пяти лет выделять существенные ресурсы на разработку новых версий Office и Internet Explorer для Macintosh.

Соглашение, о котором Джобс объявил в 1997 году в интервью журналу Macworld, стало фактическим призывом ко всем поклонникам Mac зарыть томагавки и двигаться дальше. Новая позиция Джобса по отношению к Microsoft позволила высвободить мощный импульс интеллектуальной энергии. Разработчики и поклонники Apple получили возможность двигаться дальше и завоевывать новые рынки.

Ликвидация клонов

В 1994 году компания Apple начала продавать лицензии на право использования Mac OS. Но время показало, что это была не лучшая идея. Поставщики клонов предлагали покупателям относительно недорогие машины, которые мешали продажам более прибыльной продукции Apple. Кроме того, выпуск клонов так и не привел к существенному расширению сферы распространения платформы Mac.

Вернувшийся в Apple Джобс понимал, что программу лицензирования Mac OS нужно сворачивать и в конце концов добился своего.

Джобс был убежден в том, что взаимодействие пользователей с аппаратными и программными компонентами нужно держать под своим контролем. Но клоны разрушали бренд Macintosh, и, если бы ситуация сохранилась, Apple уже не смогла бы действовать столь же скрытно, искусно и целенаправленно, как это случилось позднее.

Ставка на Джонатана Айва

Когда в 1996 году Стив Джобс вернулся в Apple, Джонатан Айв уже возглавлял команду дизайнеров Apple. Правда, он подумывал о том, чтобы уйти, но презентация, проведенная Джобсом, убедила его остаться.

Поначалу Джобс подыскивал звезд дизайна на стороне, но вскоре между ним и Айвом установились хорошие отношения, которые переросли в дружбу. Выяснилось, что ключевые элементы их философии дизайна совпадают.

Джобс поверил в относительно неизвестного дизайнера, отказавшись от привлечения знаменитостей со стороны. И эта пара сумела создать самые известные в мире дизайнерские творения в области потребительской электроники­.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF