ДВА С ЛИШНИМ МИЛЛИАРДА интернет-пользователей, по мнению выступившего на Джеффа Хау, — это огромный ресурс, открывающий захватывающие возможности для тех, кто использует краудсорсинг. Фото с видеоконференции
ДВА С ЛИШНИМ МИЛЛИАРДА интернет-пользователей, по мнению выступившего на Джеффа Хау, — это огромный ресурс, открывающий захватывающие возможности для тех, кто использует краудсорсинг. Фото с видеоконференции

Практика использования коллективного разума, то есть решения задач «всем миром», существует давно, однако в последние несколько лет она переживает второе рождение и получила новое название — краудсорсинг. Термин этот придумал шесть лет назад Джефф Хау, редактор журнала Wired. Название прижилось, а сам метод стали использовать в разных областях — не только в бизнесе, но и в науке, политике и т. д.

Для России краудсорсинг — относительно новое понятие, трактуется оно по-разному и зачастую неправильно. Об основных принципах краудсорсинга, удачных примерах его применения рассказал российской аудитории сам автор термина. Лекция была организована в виде интерактивной видеоконференции в рамках дистанционного образовательного проекта Knowledge Stream.

Появление программного обеспечения категории Open Source дало, по словам Хау, некий шаблон для краудсорсинга, идею о том, что группа любителей может произвести нечто, имеющее определенную ценность, в том числе коммерческую. А ключевым фактором для распространения краудсорсинга стало появление Интернета и доступ к нему большого количества людей. Согласно последнему отчету Internet World Stats, количество интернет-пользователей в мире составляет почти 2,3 млрд человек. Это огромный ресурс, и его использование позволяет за короткое время справляться с проблемами, на решение которых раньше уходили годы. В качестве примера Хау привел недавнее раскрытие структуры ретровирусной протеазы — фермента, играющего критически важную роль в созревании и размножении ВИЧ. Превращение научной задачи в многопользовательскую онлайновую игру-головоломку Foldit помогло решить проблему, над которой биологи бились почти 15 лет.

Если же говорить об использовании краудсорсинга для решения бизнес-задач, то здесь, по словам Хау, можно найти немало примеров того, как он радикально трансформировал бизнес. Особенно наглядно это выглядит применительно к развитию стоковой фотографии. В начале загруженные на стоки снимки стоили дорого, но с распространением цифровых фотоаппаратов и появлением огромной армии фотолюбителей начали возникать так называемые микростоки. В итоге средняя цена снимка фантастически снизилась — с нескольких сотен долларов до двух-трех.

Компании, построившие весь свой бизнес на идее краудсорсинга, по словам Хау, могут добиться впечатляющих результатов. Примером тому история проекта Threadless. В этом интернет-магазине продаются футболки, дизайн которых разработан самими пользователями. Любой может предложить свой принт, а если он будет признан лучшим по итогам открытого голосования членов сообщества Threadless, то получить определенное вознаграждение. В итоге создатели проекта не тратятся на дизайнеров и не сталкиваются с проблемой затаривания склада, что позволяет иметь им высокую маржу.

Залогом успеха в краудсорсинге, по мнению Хау, является правильная постановка вопроса. Вы не должны спрашивать у «толпы», что она может вам дать, но должны говорить: «Что я могу сделать для вас?». Хорошим примером может служить история eBird — онлайн-базы сведений, почерпнутых из наблюдений за птицами по всему миру. База была создана учеными-орнитологами, но первоначальный посыл — стремление просто получить у любителей птиц собранные ими данные — был неверен, считает Хау. Однако применение базового принципа краудсорсинга — не брать, а отдавать — стало залогом успеха: удобный интерфейс, а также хорошие условия для общения орнитологов-энтузиастов между собой и обмена данными привели к тому, что количество собранных сведений начало стремительно расти.

Коснулся Хау и предикативного краудсорсинга — попытки с помощью коллективного разума предсказать события или тенденции будущего. Такой вариант краудсорсинга, по его мнению, имеет право на жизнь, но эффективным он будет лишь в том случае, если респонденты получат что-то ценное за свои ответы. Таким образом, здесь работает тот же принцип — прежде чем что-то получить, надо отдать.

В России самыми известными примерами краудсорсинга являются проекты МТС и Сбербанка России. Так, в МТС активно используют идеи своих сотрудников, выстроив многоуровневую систему их сбора, начиная от региональных отделений и заканчивая головным офисом. Стимулом для сотрудников служит не материальное вознаграждение, а различные бонусы, в том числе карьерное продвижение.

Осенью прошлого года был запущен краудсорсинговый проект «Сбербанк 21». Глава банка Герман Греф, вдохновленный идеями Хау, предложил всем желающим объединиться, чтобы обменяться идеями и обсудить будущее Сбербанка и будущее России. В проекте приняли участие более 100 тыс. человек.

Идеями краудсорсинга интересуются и в Кремле. Примером его использования может служить возможность обсуждения интернет-сообществом наиболее значимых законопроектов, реализованная еще два года назад. О намерениях активно применять технологии краудсорсинга говорил также президент России Владимир Путин.