СЕРГЕЙ МАЦОЦКИЙ: «Поддержка ОПК требует внедрения ERP и CRM, средств автоматизации цепочек поставок и инженерного документооборота, интеграции систем управления предприятиями и производством»
СЕРГЕЙ МАЦОЦКИЙ: «Поддержка ОПК требует внедрения ERP и CRM, средств автоматизации цепочек поставок и инженерного документооборота, интеграции систем управления предприятиями и производством»

В ходе конференции «Вопросы построения современных систем управления деятельностью предприятий оборонно-промышленного комплекса» Сергей Мацоцкий, председатель правления компании IBS, поделился с Computerworld Россия своими наблюдениями за ходом внедрения ИТ в работу предприятий ОПК.

Как вы расцениваете ситуацию с внедрением информационных технологий в работу предприятий ОПК?

Сегодня уровень информатизации предприятий отрасли в целом невысок, но есть стимулы и пространство для роста. Многие ИТ-проекты пока еще связаны со служебными функциями — простой офисной автоматизацией, поддержкой бухгалтерии, электронной почты. Хотя основные перспективы, конечно, во внедрении ИТ в важнейшие процессы отрасли, включая инженерные разработки и управление производством технически сложных изделий. Кое-где, если без этого невозможно обойтись, кульманы уже заменили на компьютеры. Однако покупать отдельные компоненты САПР и внедрять комплексные решения PLM — совершенно разные по значимости для деятельности производственного предприятия задачи.

Можно ли говорить о специфических особенностях предприятий ОПК, которые требуют применения отличных от других отраслей ИТ-решений для повышения эффективности их производственной деятельности?

В первую очередь следует отметить высочайший уровень интенсивности проектных и инженерных работ, длительные производственные и инвестиционные циклы, очень сложную и разветвленную кооперацию предприятий. Информационная поддержка всех этих процессов требует внедрения современных систем ERP и CRM, автоматизации цепочек поставок и инженерного документооборота, интеграции систем управления предприятиями и производством. Пока есть лишь фрагментарные проекты, но два года назад не было даже разговоров на подобные темы. Ситуация начинает меняться, в том числе в связи с необходимостью объективной оценки себестоимости продукции при формировании госзаказов в условиях, когда большинство предприятий все еще используют для этого устаревшие сметные методики.

Насколько руководители предприятий заинтересованы во внедрении ИТ?

Многие руководители, как мне кажется, видят изменения, происходящие в отрасли и вокруг нее, и осознают необходимость повышения качества управления предприятиями, в том числе с применением ИТ-инструментов. Есть и объективные сдерживающие факторы: как мы слышали от коллег из оборонной отрасли, средний возраст работников составляет там 46 лет. Предприятиям ОПК нужны серьезные обновления и с точки зрения кадров, и с точки зрения подходов к управлению. Это серьезная масштабная задача, но ее можно решить при поддержке государства и руководства отрасли. В качестве примера могу привести программу трансформации ИТ, которая реализуется в гос­корпорации «Росатом». Там в течение более чем двух лет ведется планомерная работа по развертыванию современных ИТ-систем во всех областях деятельности — административно-хозяйственной, управлении персоналом, документообороте, инженерных разработках, капитальном строительстве. Успех этой работы обусловлен в том числе личным участием Сергея Кириенко, который является ее основным инициатором и уделяет внедрению ИТ значительное внимание.

Правительство планирует инвестировать 20 трлн руб. в оборонные заказы и 3 трлн руб. в программу модернизации оборонного комплекса. Могут ли столь масштабные финансовые вливания сформировать отраслевой рынок ИТ-решений?

Безусловно могут. Существуют объективные предпосылки, в том числе технологические, для его формирования. Однако для того, чтобы это произошло, выделенные средства должны появиться на открытом рынке, а не раствориться в недрах ОПК. Конкуренция и жесткий естественный отбор способны создать сильных игроков в данной области, которые едва ли появятся в тепличных условиях внутриведомственного инсорсинга. Основной вопрос заключается в том, смогут ли объявленные инвестиции повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке. Если это произойдет, то у нас появятся новые высокопроизводительные рабочие места, а Россия займет достойное место и в международной системе распределения труда, и в глобальной экономике.