ПО ЗАМЫСЛУ Сергея Кирюшина, автора идеи учебника, его следует сделать значительно более доступным для восприятия и тех, кто не обладает глубокими знаниями в области ИТ, в том числе бизнес-менеджеров
ПО ЗАМЫСЛУ Сергея Кирюшина, автора идеи учебника, его следует сделать значительно более доступным для восприятия и тех, кто не обладает глубокими знаниями в области ИТ, в том числе бизнес-менеджеров

Сообщество ИТ-руководителей, объединившихся в рамках клуба 4CIO, планирует в скором времени выпустить новую, исправленную и дополненную версию «Учебника 4CIO» — свода знаний для топ-менеджеров, отвечающих за ИТ-поддержку бизнеса. Планируемые изменения должны придать учебнику больше ясности и актуальности. Кроме того, по замыслу автора идеи учебника — Сергея Кирюшина, заместителя генерального директора компании «Почта России», его следует сделать значительно более доступным для восприятия тех читателей, которые не обладают глубокими знаниями в области ИТ, в том числе бизнес-менеджеров — в первую очередь генеральных и финансовых директоров, желающих разобраться, какую пользу ИТ способны принести компаниям и организациям.

Необходимость в таком учебнике, безусловно, есть, поскольку в рядах CIO постоянно идет ротация и обновление кадров. Самые опытные ИТ-руководители нередко переходят в более крупные компании, чтобы начать новые проекты, покорить новые вершины профессионального мастерства и заодно получить более привлекательные компенсационные пакеты. Часть CIO получают приглашения на высокие посты в ИТ-компаниях или на должности бизнес-руководителей организаций, не связанные с ИТ. В кресла ушедших CIO усаживаются, как правило, молодые ИТ-менеджеры. Они хорошо разбираются в информационных технологиях, но не всегда ясно представляют себе масштабы задач, которые приходится решать ИТ-директорам, и нередко имеют пробелы в знаниях отдельных менеджерских и технологических дисциплин. Кроме того, среди ИТ-менеджеров, не достигших пока еще уровня CIO, немало тех, кто уже начал готовить себя к выполнению миссии ИТ-руководителя. Ценность учебника для CIO еще и в том, что он призван дать цельный, системный взгляд на управление ИТ и таким образом помочь ИТ-руководителям четко выстроить в своих головах «кирпичики» знаний об их многогранной менеджерской профессии, а также сети взаимосвязей между знаниями из разных областей деятельности CIO.

Первая версия «Учебника 4CIO», разработанная под эгидой клуба, вышла в конце 2011 года и вызвала волну противоречивых откликов. Одни читатели ее хвалили уже за то, что она наконец-то появилась, и радовались, поскольку ранее в нашей стране подобные своды знаний не издавались. Другие упрекали редакторский коллектив за недостаточную проработку терминологических аспектов, зачастую поверхностное изложение, отсутствие некоторых важных, по мнению оппонентов, разделов.

Как показала дискуссия, развернувшаяся на весеннем заседании «ИТ Мастерской», споры относительно полноты и глубины учебника не стихают и по сей день: одни ратуют за глубокую проработку всех его разделов, другие уверены, что такая проработка приведет к резкому увеличению объема учебника, что нежелательно, поскольку, согласно первоначальному замыслу, учебник должен оставаться однотомным, но при этом содержать множество ссылок на рекомендуемые материалы, подробно раскрывающие те или иные темы. Электронная версия учебника могла бы отчасти решить проблему и с объемом, и с периодическими обновлениями представленных в нем материалов, но и в ней желательно было бы соблюсти разумную пропорцию между тем материалом, который читатель сможет найти прямо в учебнике, и тем, который доступен вне его по ссылкам.

Часть ИТ-руководителей несогласны с Кирюшиным относительно того, что ряд глав учебника должен быть написан с расчетом и на топ-менеджеров, эти ИТ-директора уверены, что для бизнеса следует подготовить отдельный учебник о пользе ИТ. Более того, некоторые считают, что давать в руки высшим руководителям учебник для CIO просто опасно — излишнее понимание ими тонкостей управления ИТ может привести не только к чересчур скрупулезному контролю ИТ-руководителя со стороны топ-менеджеров, но и к их попыткам взять ключевые функции CIO в свои руки, оставив ИТ-руководителю полномочия сервис-менеджера, отвечающего за ИТ-услуги, — в этом случае его статус будет сильно нивелирован.

Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям компании «Росгосстрах», считает, что в учебнике обязательно должен быть раздел, посвященный взаимодействию ИТ и бизнеса: «ИТ-руководители крупных организаций лишь 30-40% времени уделяют собственно вопросам ИТ, остальное время тратится на управление операционной деятельностью и управление проектами».

Алексей Лобачев, директор по ИТ некоммерческого пенсионного фонда «Благосостояние», рекомендовал сделать учебник сводом не столько технологических знаний, сколько методических. «Этот учебник должен содержать базовый минимум знаний, которые помогут сориентироваться в основных дисциплинах», — подчеркнул он.

По мнению Кирюшина, в учебник надо добавить раздел с описанием метрик, позволяющих количественно оценить различные аспекты деятельности ИТ-департамента и его руководителя. Алексей Телятников, директор департамента ИТ банка «Связной», обратил внимание на необходимость выделить в особые главы материал об ИТ-архитектуре, а также часть, посвященную перспективным ИТ для корпоративного сектора. Кирилл Дубчак, директор по ИТ компании «Эльдорадо», предложил добавить раздел с рекомендациями для CIO, оказавшихся вовлеченными в процессы скупки и слияния компаний.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF