МАКЕТ АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКИ с установленным табло интеллектуальной транспортной системы Москвы
МАКЕТ АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКИ с установленным табло интеллектуальной транспортной системы Москвы

На недавнем VI Международном форуме по спутниковой навигации в Москве разработчики отчитывались о завершении Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», целью которой было восстановление отечественной системы глобального позиционирования.

Создание ГЛОНАСС было начато в 1982 году, в 1995-м система уже была полностью развернута, но из-за короткого срока жизни спутников фактически перестала существовать уже через шесть лет. Для восстановления системы были разработаны спутники второго поколения, «ГЛОНАСС-М», которые и функционируют на текущий момент — их срок службы семь лет. Сейчас на орбите находятся 24 штатно работающих навигационных спутника, и еще четыре аппарата находятся в резерве. Все они обращаются вокруг Земли в трех орбитальных плоскостях на высоте 19 тыс. км. Такое расположение обеспечивает покрытие всей поверхности Земли сигналами навигационной системы с точностью определения координат в несколько метров.

Впрочем, уже сформирована и принята следующая ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы. Ее представил вице-премьер Владислав Сурков. Он пообещал, что до 2020 года на программу развития российской системы позиционирования будет потрачено из федерального бюджета 300 млрд руб. Уже сейчас на орбиту запущен первый спутник третьего поколения ГЛОНАСС-К1, с которым проводятся эксперименты по расширению навигационных возможностей ГЛОНАСС. В 2013 году планируется перейти на новые спутники ГЛОНАСС-К2, которые станут основой более точной системы глобального позиционирования. Срок службы этих спутников составляет уже десять лет.

Следует отметить, что, помимо ГЛОНАСС и американской GPS, сейчас разрабатываются еще две глобальные системы навигации — европейская Galileo и китайская BeiDou, а также две региональные — японская Michibiki и индийская IRNSS. Проводятся исследования, позволяющие уточнять данные GPS по сигналам от других систем — сейчас это в основном ГЛОНАСС. В частности, использование двухсистемных приемников позволяет значительно улучшить доступность спутникового сигнала — с 85,29% поверхности Земли при использовании только GPS до 99,62%.

Наиболее амбициозные планы по развитию своей системы позиционирования BeiDou имеет Китай. Страна строит трехуровневую систему навигации, первые два уровня которой являются региональными. На текущий момент Китай вывел на орбиту 11 спутников, и уже в декабре 2011 года запустил в эксплуатацию первый региональный слой. Вся система, создание которой также завершится в 2020 году, будет содержать до 35 спутников, из них пять будут расположены на геостационарной орбите, а остальные — на геосинхронных (их период обращения равен звездному периоду вращения Земли — 23 ч 56 мин 4,1 с). Региональные системы обеспечивают навигацию только в отдельных регионах Земли. В частности, японская система Michibiki предназначена для дополнения GPS с целью ее уточнения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Создатели же индийской системы позиционирования рассчитывают дотянуться и до Центрального Востока и Африки. Скорее всего, все эти системы будут включаться в единую глобальную систему навигации.

Наиболее распространенным применением навигационной системы в настоящее время является контроль за местонахождением транспорта. Государство рассчитывает установить средства контроля за положением общественного транспорта — в планах оснастить бортовой системой навигации и безопасности до 850 тыс. автобусов общественного транспорта и еще 300 тыс. автомобилей, перевозящих наиболее опасные грузы. Сейчас же только 10 тыс. автомобилей оснащены соответствующим оборудованием.

В частности, московскую часть проекта НИС ГЛОНАСС, национальный оператор системы позиционирования, будет реализовывать совместно с компанией «М2М Телематика». В рамках этого проекта, который получил название «Зеленый город», до 22 тыс. транспортных средств будет оснащено навигационным оборудованием, камерами видеонаблюдения и средствами связи. Поступающая в центр управления информация позволит не только определить, где находятся автобусы, но и предсказать их прибытие на конкретную остановку. Некоторые остановки оснастят специальными информационными табло, на которых будет отображаться эта информация. В Москве уже есть четыре автобусных маршрута, которые оснащены всем необходимым оборудованием. Планируется снабдить им также большегрузные и даже легковые автомобили. Предполагается, что это позволит оперативнее реагировать на дорожно-транспортные происшествия.