ЕВГЕНИЙ ТРЕЩЕТЕНКОВ: «Телефоны стандарта SIP в перспективе могут заменить традиционные DECT-теле­фоны, но определенно не в ближайшие несколько лет»
ЕВГЕНИЙ ТРЕЩЕТЕНКОВ: «Телефоны стандарта SIP в перспективе могут заменить традиционные DECT-теле­фоны, но определенно не в ближайшие несколько лет»

Несмотря на то что стандарт DECT имеет уже довольно солидную историю, на рынке офисной беспроводной связи, телефоны DECT по-прежнему занимают лидирующие позиции, и вряд ли следует ожидать здесь революционных перемен, по крайней мере в ближайшие годы, считает руководитель департамента планирования продаж «Панасоник Рус» Евгений Трещетенков. Вместе с тем российский рынок беспроводных телефонов уже насыщен, и прошедший год, по-видимому, станет последним периодом его роста.

Рыночная доля Panasonic в России и СНГ традиционно выше, чем в остальных странах мира. Следует ли связывать это с особенностями отечественного рынка?

Безусловно, работа Panasonic в России имеет свою специфику. К примеру, на европейском рынке DECT-телефонии, куда Panasonic пришла позже других вендоров, доля компании долгое время оставалась достаточно низкой. Европейские потребители предпочитают покупать европейские бренды, поэтому нам было непросто завоевывать их признание.

Кроме того, российский рынок беспроводных телефонов в последние годы, исключая кризисные, все время рос, тогда как объемы западных рынков снижались. В кризис, правда, падение рынка в России и странах СНГ было более заметным, чем в Европе и Америке. Но и его восстановление происходит быстрее.

В этом году вы впервые ожидаете снижения объемов рынка в России. На чем вы основываете свой прогноз?

Мы ориентируемся на статистику «Связьинвеста», их подсчет линий фиксированной связи и ежегодного прироста, связанного с постройкой новых домов, открытием новых офисов. Отмечу также, что мы прогнозируем очень незначительное падение — всего 5%. Пика мы достигли, возможно, будем оставаться на этом уровне еще года три, и я не думаю, что на протяжении ближайших нескольких лет объемы рынка будут очень сильно снижаться.

Смогут ли производители предложить новые решения для стандарта DECT, чтобы поддержать интерес покупателей?

К сожалению, стандарт DECT не подразумевает больших возможностей в плане внедрения новых технологий. Кроме того, DECT-телефон — это в первую очередь устройство совместного пользования, в отличие от смартфонов например. Поэтому у производителей не так много возможностей для маневра. Но вместе с тем DECT-телефоны имеют важное достоинство — меньшее излучение по сравнению с GSM, и это существенно для многих потребителей.

Добавлю, что, поскольку беспроводные телефоны относятся к терминальному оборудованию, их производители очень тесно сотрудничают с операторами связи. И, если они будут развивать новые направления, мы, конечно, будем их поддерживать.

Следует ли ожидать этого от операторов, в частности российских?

Возможно. А может, появится что-то новое, более интересное с точки зрения функциональности, чем DECT, как для операторов, так и для потребителей.

Например, SIP-телефония?

Пока этот рынок в России совсем небольшой — по нашим оценкам, порядка 250 тыс. штук. Но мы рассчитываем на высокую динамику развития и оцениваем ежегодный рост как минимум в 25-30%.

А на кого ориентированы SIP-телефоны?

Домашним пользователям стандарт SIP пока практически неизвестен. Думаю, он наиболее интересен сегменту SMB. Хотя он может представлять интерес и для тех компаний, которые имеют множество небольших офисов по всей России.

Каковы перспективы еще одного рынка, на котором вы работаете, — рынка МФУ?

Мы согласны с мнением аналитиков, что этот рынок будет расти. Мы тоже достигли здесь определенных успехов, нам принадлежит сейчас доля в 10%, это пятое место на рынке.

Аналитики, в частности IDC, также говорят о переломном моменте для этого рынка и о том, что в скором времени на нем останутся только производители, готовые предложить либо решения с высокой долей дополнительных услуг, либо привлекательные послепродажные условия...

Не могу согласиться с этим утверждением. Устройства, которые обладают дополнительными функциями и сервисами, предлагаются вендорами давно и широко используются, например, крупными заказчиками, которые приобретают печатающие системы.

К тому же я не уверен, что различные сервисы должны быть заботой производителей. Я думаю, заказчикам удобнее, когда предоставлением дополнительных услуг занимаются не сами вендоры, а компании, которые предлагают своим клиентам оборудование разных производителей.

Но тем не менее ряд услуг может быть интересен и небольшим компаниям. Например, аренда печатного оборудования, а не покупка его. Известно, что некоторые из ваших конкурентов активно работают в этом направлении.

Не думаю, что это будет популярно в нашей стране. Для российского менталитета, для российской культуры бизнеса очень важно делать все самим; кроме того, у нас пока не всегда готовы платить за сервис.

В продуктовом портфеле Pana­sonic есть необычные МФУ — оснащенные не только факсом, но и беспроводным телефоном. Существуют ли аналогичные предложения у ваших конкурентов?

Можно сказать, нет. Хотя я знаю, что Philips Sagem одно время предлагала похожее решение. В нашем случае­ появление такого устройства связано с тем, что мы пришли на рынок МФУ со стороны факсимильных аппаратов, если так можно выразиться. В нашей линейке факсов также есть модели с беспроводной трубкой, и мы подумали — почему бы не попробовать сделать то же самое с МФУ? И получилось­, на наш взгляд, довольно удачное устройство, которое востребовано на рынке.