КУРТ РИЧАРЦ: «Основной фактор, препятствующий замене обычных дисков на SSD, — высокая цена последних»
КУРТ РИЧАРЦ: «Основной фактор, препятствующий замене обычных дисков на SSD, — высокая цена последних»

В нынешнем году ситуация на рынке систем хранения данных будет во многом определяться событиями года прошедшего. Наводнение в Таиланде, когда были затоплены заводы по производству жестких дисков, а также приобретения, сделанные двумя крупнейшими вендорами, — все это позволило аналитикам говорить о серьезных изменениях на рынке. Свое мнение о ближайших перспективах развития отрасли высказал в интервью Computerworld Россия Курт Ричарц, вице-президент по продажам Seagate.

В конце прошедшего года Seаgate завершила приобретение бизнеса компании Samsung по производству жестких дисков. Какое влияние оказала эта сделка на ваш бизнес?

В прошлом квартале мы произвели порядка 47 млн дисков, и, так как сделка состоялась только в его конце, доля Samsung в наших объемах была невелика. В этом квартале, по оценкам большинства аналитиков, мы должны произвести примерно 60 млн дисков, уже с учетом мощностей Samsung.

Важным моментом является также то, что мы не будем больше производить 3,5-дюймовые диски под брендом Samsung, только 2,5-дюймовые.

Какова же будет доля Samsung в общем объеме?

Samsung производил от 11 млн до 14 млн дисков в квартал. Приблизительно таким порядок цифр и останется.

То есть вы планируете сохранить прежние объемы производства?

Хочу отметить, что мы не будем делать разделения на диски Seagate и Samsung внутри компании, но в целом планируем увеличить общее количество выпускаемых дисков на существующих линиях. Но мы не собираемся пока вкладывать деньги в расширение приобретенных производственных мощностей.

Вы сказали, что сохраните производство только дисков формфактора 2,5 дюйма на линиях Samsung, означает ли это и сокращение их производства на собственных фабриках?

Нет, на данный момент такого в наших планах нет. И мы планируем увеличить производство дисков формфактора 3,5 дюйма.

Как в Seagate отнеслись к поглощению Hitachi компанией Western Digital, после которого, по сути, осталось два вендора — ваша компания и WD? Не грозит ли это монополизацией рынка?

В первую очередь напомню, что все эти сделки контролируются госструктурами, в том числе с целью не допустить монополии на рынке. Если же говорить о том, что произойдет дальше, то я работаю в индустрии уже 25 лет, и, по моему мнению, любые подобные изменения идут только на пользу потребителям, так как позволяют более эффективно использовать полученные прибыли, вкладывать их в разработку новых продуктов. Кроме того, по сути, расстановка сил на рынке мало изменяется — Seagate и WD как были основными игроками, так и останутся ими в дальнейшем.

Что касается нас, то никаких корректировок стратегии в связи с упомянутым вами приобретением мы предпринимать не будем.

Какие задачи вы ставите на 2012 год?

Одна из основных задач — это, конечно, завершение интеграции в компании производства Samsung, мы предполагаем, что это произойдет в мае. Мы собираемся активно работать в направлении, которое сейчас очень перспективно, — это услуги, связанные с облачным хранением данных. И разумеется, у нас большие планы в ретейловом направлении. Мы всегда стремились активно работать в сегменте среднего и малого бизнеса, потребительском сегменте, особенно сейчас, когда пользователи хотят иметь все больше возможностей для хранения всего контента в едином месте и доступа к нему отовсюду.

Прошлый год запомнился наводнением в Таиланде, от которого пострадали и производители, и потребители. Удалось ли производителям справиться с последствиями этого бедствия?

Разные сегменты будут восстанавливаться по-разному. Если же взять индустрию в целом, то, вероятнее всего, окончательное восстановление произойдет к маю—июню. Но если смотреть немного дальше, то ситуация, когда спрос намного превышает предложение, может возникнуть снова, например при сезонном увеличении спроса на комплектующие перед началом учебного года.

Плохой новостью после наводнения стал сильный рост цен на жесткие диски. Стоит ли ожидать снижения цен после восстановления производств?

Краткосрочные ситуации, когда спрос превышал предложение, случались и раньше. Но сейчас ситуация уникальна прежде всего тем, что было уничтожено много оборудования, его восстановление потребует немалых инвестиций.

Не думаю, что в ближайшие два года нам удастся вернуться к прежнему ценовому уровню. Надо сказать, что мы в Seagate сами несколько удивлены текущим уровнем цен, но до тех пор, пока существует платежеспособный спрос, мы готовы работать в такой ситуации. Хотя я не исключаю временного падения цен в летний период.

В недавнем прогнозе IDC говорится, что в 2012 году следует ожидать дальнейшего распространения технологий виртуализации и дедупликации с целью более эффективного использования ресурсов хранения данных. Согласны ли вы с этим?

О технологиях, которые должны помочь уменьшить необходимую емкость систем хранения, говорят уже пять-семь лет. Проблема в том, что ни одна из разрабатываемых технологий не смогла оказать влияния на рост объема данных. И мы не думаем, что в ближайшее время что-то такое будет изобретено.

Более перспективен вопрос о том, где будут храниться данные. Определенно, с течением времени все меньше данных будет храниться на компьютерах пользователей и все больше — в облаке. Сейчас в облачных системах хранится порядка 20-30% данных пользователей, а к 2020 году, мы считаем, эта величина достигнет 60%.

Какие решения, связанные с облаками, предлагает Seagate?

В первую очередь мы говорим о персональных облаках. Например, наш продукт Satellite — жесткий диск с беспроводным интерфейсом, с его помощью можно делиться контентом с другими пользователями. Кроме того, для конечных пользователей летом мы выпустим новую продуктовую линейку, вместе с которой будет предоставляться бесплатное пространство для хранения данных в облаке.

Если же говорить о системах корпоративного уровня, то здесь мы не предоставляем законченного решения, но занимаем от 40 до 50% в сегменте Business Critical, то есть в производстве тех дисков, на основе которых строятся огромные системы хранения у Google, Amazon и т. д.

Напоследок традиционный вопрос — когда все-таки следует ожидать «заката эпохи жестких дисков»?

Основной фактор, препятствующий замене обычных дисков на твердотельные накопители (Solid State Drive, SSD), — это высокая цена последних. Поэтому производители ищут другие пути развития устройств хранения. Мы, например, выпустили гибридные диски, сравнимые по производительности с SSD, по емкости — с традиционными винчестерами, такие диски стоят в пять раз дешевле твердотельных накопителей. Мы считаем этот продукт очень сильным и конкурентоспособным.

Другим сдерживающим фактором распространения SSD является то, что совокупный объем их производства составляет менее 10% объема производства жестких дисков. И, например, чтобы заменить только жесткие диски формфактора 2,5 дюйма на SSD, как посчитали мы в Seagate, потребовалось бы порядка 250 млрд долл.