Несмотря на общность названия, европейский VMworld не стал повторением аналогичной американской конференции, состоявшейся в конце августа в Лас-Вегасе. Да, конечно же, оба события объединял тот факт, что в центре внимания пребывал vSphere 5 — выпущенный в июле флагманский продукт VMware, представляющий собой облачную операционную систему, предназначенную для создания корпоративных частных облаков на основе проверенных технологий ESX/ESXi.

ПО МНЕНИЮ Пола Марица, президен­та и генерального директора VMware, каждой из компьютерных эпох соответствует ей присущий основной тип приложений, которые он называет каноническим Фото: VMware

ПО МНЕНИЮ Пола Марица, президен­та и генерального директора VMware, каждой из компьютерных эпох соответствует ей присущий основной тип приложений, которые он называет каноническим
Фото: VMware

Если же говорить о различиях, то за океаном в дополнение к нему активно обсуждались три новинки. Первая — технология Appblast, поддерживающая доступ к удаленному десктопу с любого устройства, оснащенного браузером, поддерживающим HTML 5, что отвязывает конечное устройство от приложения: например, посредством iPad можно взаимодействовать с Windows. Вторая — проект Octopus, планируемый результат которого обеспечит возможность доступа к данным вне зависимости от типа используемого устройства, суть его в том, что файлы собираются в виртуальном устройстве, которое назвали enterprise dropbox. Сервисы для обмена файлами получили свое название по аналогии с ящиком, уставливаемым перед публичной библиотекой, куда можно бросить прочитанные книги, не выходя из автомобиля. Отвечающие за эти «ящики» ИТ-отделы устанавливают для них политику безопасности, определяют зону, куда файлы могут быть отправлены, и ограничивают доступ к ним после истечения определенного временного периода. Третья новинка — ThinApp Factory, автоматизирующая процесс виртуализации приложений с помощью VMware ThinApp и добавления их в каталог приложений. В конечном итоге все эти решения планируется объединить в проекте Horizon, который дополнит их аутентификацией Active Directory и облачными сервисами за пределами корпоративной сети, предлагающими возможность единого входа в облако. В совокупности три новации образуют разрабатываемую в компании платформу эпохи Post-PC.

В Копенгагене Пол Мариц, генеральный директор VMware, выстроил свою презентацию вокруг «канонических приложений». Этот термин он предложил, исходя из того, что каждой из компьютерных эпох соответствует какой-то основной тип приложений, их-то он и называет каноническими. В эпоху мэйнфреймов каноническими были задачи «учета и контроля». С появлением клиент-серверной архитектуры произошла смена канона, на первый план вышли реляционные базы данных, ERP, eCommerce и им подобные приложения, а также хранилища данных. С наступлением облачной эры происходит очередная смена канона, это аналитика в реальном времени, Большие Данные, сотни миллионов пользователей. Для современного бизнеса критично использовать максимально доступный объем данных и проанализировать эти данные в режиме, близком к реальному времени. Такие приложения следует писать на HTML5, PHP, Ruby и им подобных языках. На вопрос о том, кто сможет писать такие приложения, Мариц ответил: «Это удел молодых, тех, кому меньше 30-35 лет. Они не станут читать руководства по Enterprise Java Beans или Си, как мое поколение сопротивлялось изучению Кобола и гигантских объемов документации IBM. Сегодня разработчики вообще не хотят связывать себя с управлением инфраструктурой, они настроены на то, что она сама должна настраиваться и масштабироваться под их требования автоматически». В своей деятельности VMware руководствуется именно этим принципом — создания автономной инфраструктуры, обеспечивающей разработчиков наилучшими условиями для следования новому канону.

Технический директор VMware Стив Херрод упомянул о перечисленных выше американских новинках, но заметил, что, при всей очевидной привлекательности, эти технологии станут массовыми завтра, они все еще пребывают в стадии разработки, что, однако, не помешало ему организовать демонстрацию большей части функций Appblast, Octopus и других составляющих проекта Horizon. Далее он сказал, что они образуют «передний фронт» эры post-PC, но есть и второй фронт, его называют End User Computing (EUC), что следует понимать как создание систем, в которых пользователи, не являющиеся программистами, получают возможность активнее соучаствовать в создании приложений. Херрод, как и Мориц, считает, что на этом пути нужно отказаться от выработанного десятилетиями клиент-серверного мышления, на котором построены все современные сервисы, включая SaaS. Системы класса EUC по определению должны быть простыми, управляемыми и доступными. Движению в указанном направлении служит проект Thinapp Factory, его цель состоит в обеспечении возможностей для создания и внедрения пакетов виртуализованных приложений и передачи их под управление менеджера Horizon App Manager, который реализует пользовательский доступ к ним на принципах SaaS. Складывается следующая схема: ИТ-отделы создают пакеты приложений и назначают права доступа к ним, далее приложения помещаются в хранилища, откуда пользователи могут их извлекать, то есть реализуется схема, аналогичная iTunes. Точнее, пользователь выбирает нужное ему приложение, сообщает о своем выборе в ThinApp Factory и получает это приложение в требуемом для него виде, это может быть виртуальное устройство с данным приложением или же готовый для установки файл Thinapp EXE (со временем будет доступен и установщик Windows MSI).

Сосуществование такого рода приложений в общей для них облачной инфраструктуре ставит ряд новых задач. Херрод, в частности, говорил о необходимости найти способ для избавления от «синдрома шумных соседей», понимая под этим оптимальное распределение ресурсов систем хранения, чтобы приложения не оставляли избыточную нагрузку в одних каналах и не оставляли незагруженными другие. Этой цели служит анонсированная на VMworld подсистема vSphere Storage Distributed Resource Scheduler.

Базой для исполнения приложений должен стать полностью виртуализованный ЦОД, разумеется средствами VMware vSphere 5 и его последующих редакций. Об этом говорил вице-президент VMware по облачным инфраструктурам и управлению Рагу Рагухам. Он считает, что будущее принадлежит тем ЦОД, где программное обеспечение работает на, как теперь говорят, «коммодитизированных» серверах x86-архитектуры.

В представлении Рагухама в ЦОДах будущего главнейшей проблемой станет управление достаточно однородной виртуализованной инфраструктурой, ИТ-администраторы будут думать в терминах виртуальных машин, решая, где их следует создавать и в каком количестве. Изменятся и представления о надежности, придется принять факт неизбежной плавной деградации, которая не может заметно повлиять на общую производительность, исчезнут представления о текущем ремонте, вместо него с какой-то заданной периодичностью, если в этом окажется необходимость, будет осуществляться замена вышедших из строя узлов, а может быть, замену будут вообще откладывать до плановой модернизации.

Свое выступление Рагухам закончил словами: «Как все в природе в конечном счете состоит из элементарных частиц, так и ЦОД будущего будут собираться из ограниченного набора стандартных компонентов, управляемого интеллектуальным ПО. Цель VMware — обеспечить движение в этом направлении».