Россия и ряд других стран выступили с инициативой принятия Генеральной ассамблеей ООН кодекса поведения, который способствовал бы достижению мира и безопасности в киберпространстве.

В сентябре постоянные представители Китая, России, Таджикистана и Узбекистана направили генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну обращение с призывом утвердить кодекс поведения, регламентирующий использование странами информационных технологий.

РОССИЯ И РЯД ДРУГИХ СТРАН выступили с инициативой принятия Генеральной ассамблеей ООН кодекса поведения, который способствовал бы достижению мира и безопасности в киберпространстве Фото: CC BY 3.0 kremlin.ru

РОССИЯ И РЯД ДРУГИХ СТРАН выступили с инициативой принятия Генеральной ассамблеей ООН кодекса поведения, который способствовал бы достижению мира и безопасности в киберпространстве
Фото: CC BY 3.0 kremlin.ru

Кодекс призван обеспечить международную стабильность, способствовать борьбе с киберпреступностью и предотвращению использования киберпространства в террористических целях.

Россия является последовательным приверженцем принятия кодекса, что нашло дополнительное подтверждение в выступлениях официальных представителей страны на 8-й Международной конференции по безопасности, проведенной EastWest Institute в Брюсселе. На конференции обсуждались вопросы кибербезопасности и ее влияние на деловые и международные отношения.

«Киберпространство все чаще становится ареной столкновения различных сил в их борьбе за лидерство», — заметил один из участников конференции.

Стремление к новым договоренностям обусловлено недовольством ряда стран Конвенцией о противодействии преступности в киберпространстве, принятой Советом Европы в 2001 году. В этом документе закреплены юридические рекомендации странам, которые разрабатывают законы, направленные на борьбу с компьютерными преступлениями, и прописаны обязательства, которые берут на себя государства при оказании помощи другим странам в деле расследования киберпреступлений.

Российский представитель заявил, что главным недостатком конвенции 2001 года является возможность нарушать при определенных условиях международные законодательные нормы и государственный суверенитет.

Параграф «B» 32-й статьи конвенции разрешает доступ к компьютерным данным, находящимся на чужой территории: «Участники конвенции могут без авторизации в системе другой Стороны получать на компьютерные системы, размещенные на своей территории, данные, находящиеся на территории другой Стороны, при условии получения законного и добровольного согласия от человека, имеющего юридическое право предоставлять компьютерные данные первой Стороне».

В предлагаемой резолюции содержится призыв к странам объединить усилия для борьбы с преступностью и террористической деятельностью в киберпространстве. Государствам предлагается проголосовать за отказ от использования технологий и методов, которые можно расценивать как агрессивные и враждебные.

Государствам предлагалось подписать, а затем ратифицировать конвенцию о противодействии преступлениям в киберпространстве. Странам, не принимающим участие в работе Совета Европы, также рекомендовано было присоединиться к этому документу. Однако дела в этом направлении продвигаются очень медленно.

Принять в ООН резолюцию о нормах поведения в киберпространстве можно было бы быстрее, чем любое другое соглашение на эту тему. Но с учетом консервативной природы дипломатии на подписание таких международных договоренностей может уйти лет 10-15.