ПРОДАЖИ МОБИЛЬНЫХ устройств все последние годы растут быстрее продаж настольных. Однако пока корпоративный рынок в целом не спешит следовать примеру потребительского и замедление скорости роста доли ноутбуков налицо Фото: Fujitsu
ПРОДАЖИ МОБИЛЬНЫХ устройств все последние годы растут быстрее продаж настольных. Однако пока корпоративный рынок в целом не спешит следовать примеру потребительского и замедление скорости роста доли ноутбуков налицо
Фото: Fujitsu

Продажи мобильных устройств все последние годы растут быстрее продаж настольных. Если в 2006 году, по данным российского IDC, мобильным был каждый четвертый проданный в стране компьютер, то в 2007-м уже каждый третий, а в прошлом году ноутбуки составляли 63% проданных устройств. По итогам двух первых кварталов текущего года этот показатель практически не изменился. Означает ли это, что наступило насыщение и настольные устройства смогут удержать основные свои ниши — дешевых корпоративных устройств, мощных игровых ПК и высокопроизводительных графических станций (см. «На столе и под столом», Computerworld Россия, № 20, 2011)?

По мнению Зарины Катымбаевой, старшего аналитика IDC, ноутбуки и дальше будут теснить настольные устройства, до насыщения рынка пока далеко.

Резервы роста у ноутбуков пока есть.

Так, по мнению Андрея Перкина, консультанта по технологиям Fujitsu Technology Solutions, дополнительный импульс даст широкое распространение быстрого мобильного Интернета и сопутствующий ему рост популярности удаленной работы.

Константин Шляхов, генеральный менеджер компании «Марвел Дистрибуция», полагает, что свою роль сыграет проникновение ноутбуков в регионы, а также «медленное, но постоянное сокращение разрыва в цене между ПК и ноутбуком».

Дмитрий Клешнин, вице-президент OCS, видит для ноутбуков перспективным рынок малых и средних предприятий, у которых потребность в мобильности выше, чем у большого бизнеса.

Что до игровой и графической ниш, то здесь нет единого мнения.

Олег Артамонов, старший технический специалист Samsung Electronics, убежден, что пока в обоих случаях для получения максимальной производительности требуются компоненты с энергопотреблением, неприемлемым для ноутбуков, тогда как Михаил Ярошевский, директор по развитию MICS, считает, что портативные системы уже начинают теснить настольные в этих сегментах.

Однако пока корпоративный рынок в целом не спешит следовать примеру потребительского и замедление скорости роста доли ноутбуков налицо, тем более что, как отметил Алексей Осипов, представитель по продажам ASUS в России, очень многое будет зависеть от экономической обстановки.

«Мы ожидаем, что в ближайшие несколько лет доля ноутбуков будет и дальше увеличиваться, но уже не так быстро, как раньше», — говорит Бай Юйли, вице-президент Lenovo, генеральный директор по работе в России и странах СНГ.

Сергей Суворов, генеральный менеджер iRu, тоже видит предел экспансии: «Доля ноутбуков на рынке уже находится в районе 60-70%».

А Дмитрий Виноградов, директор департамента мобильных ПК компании Merlion, полагает, что равновесие наступит уже к 2014 году, когда соотношение продаж настольных и мобильных устройств стабилизируется на уровне 40 к 60.

В условиях снижения темпов роста рынка большее значение начинает приобретать его внутренний передел — между классическими ноутбуками, их разновидностями и хитом последних лет — планшетными ПК.

Рожденные кризисом

Резкий рост популярности нетбуков пришелся на период мирового экономического спада. Если во втором квартале 2008 года их продажи в России, по данным IDC, составляли 6,2% всех продаж ноутбуков, то год спустя — уже 17%.

В дальнейшем их доля еще немного подросла, достигнув во втором квартале текущего года 22,8%.

При этом, как полагает Катымбаева, поскольку нетбуки все же не являются полноценной заменой ноутбуков, то, скорее всего, они не «отъедали» долю последних, а заняли свою нишу, в которой хватало их функционала, пусть и несколько урезанного, но за меньшие деньги.

С подъемом рынка дешевизна решения перестает быть столь существенным фактором, тем более что, как отметил Виноградов, средняя стоимость «полноценных» ноутбуков за последний год снизилась.

Лидирующие позиции по части мобильности заняли планшетники, вдобавок летом прошлого года Intel анонсировала ультрабуки, которые позиционируются корпорацией как устройства тонкие и относительно недорогие, но при этом достаточно производительные.

Таким образом, нетбуки оказались зажатыми между устройствами более мощными с одной стороны, и более легкими — с другой. И их перспективы неочевидны.

«Сейчас показатели продаж нетбуков замерли и, полагаю, в дальнейшем не увеличатся», — заявил Клешнин.

Суворов также считает, что доля нетбуков будет понемногу снижаться — «и планшеты отбирают немного, и дешевые ноутбуки».

Аналогичного мнения и Шляхов: «Развитие планшетов, которые более удобны с точки зрения мобильности, а также практически дублируют функционал нетбуков, не оставляет шанса развития для данной категории».

Иной точки зрения держится Юйли, который считает, что основная разница между планшетами и «обычными» мобильными ПК состоит в том, что планшетные ПК ориентированы прежде всего на потребление контента, в то время как нетбуки и ноутбуки позволяют его создавать. Впрочем, как отмечает Ярошевский, новый конкурент нетбуков — ультрабуки лишены этого недостатка планшетов.

Что до перспективы, то, например, Артамонов полагает, что, скорее всего, произойдет размывание границы между планшетами и нетбуками: первые обзаведутся съемными или сдвижными клавиатурами (прототипы такого рода устройств уже появились на рынке), вторые — сенсорными экранами и мультимедийными возможностями. Правда, тогда это будут уже не совсем нетбуки.

Революция или эволюция?

В июне, на выставке Computex, корпорация Intel объявила о планах создания нового класса тонких, легких, экономичных и достаточно производительных портативных компьютеров — ультрабуков, к тому же стоящих не более тысячи долларов (см. «В Intel обнаружили новый класс компьютеров», Computerworld Россия, №14, 2011). В их создание корпорация готова вложить 300 млн долл., зато, по планам Intel, к концу 2012 года новые устройства займут до 40% рынка ноутбуков.

Совокупность предполагаемых технических достоинств и цена новых устройств должна будет значительно подорвать позиции планшетов. «Попутно», разумеется, пострадают недорогие «классические» ноутбуки и нетбуки.

Мнения по поводу ультрабуков и их влияния на рынок разделились достаточно радикально.

«Как правило, все, за что берется компания Intel, она доводит до конца», — считает Суворов.

Артамонов полагает, что ультрабуки очень привлекательны для покупателей, уставших от толстых и тяжелых недорогих ноутбуков. И успех этих устройств зависит от того, сможет ли Intel обеспечить производителей ноутбуков процессорами и чипсетами в достаточных количествах и по ценам, позволяющим получить значимую прибыль при розничных ценах в диапазоне от 20 тыс. руб. Если да, то и оценка в 40% рынка окажется реальной — покупатели, нуждающиеся в легком устройстве и готовые потратить упомянутые 20 тыс., в большинстве своем предпочтут ультрабуки.

Есть и противоположное мнение. По словам Перкина, ультрабуки не представляют собой чего-то кардинально нового: «Это просто попытка отыграть успех MacBook Air».

Впрочем, для успеха устройству не обязательно быть «кардинально новым». Как отметил Виноградов, «по сравнению с ноутбуками 2005-2006 годов все текущие модели можно было бы назвать ультрабуками».

Рынок «одного актера»

Появление планшетов радикально изменило рынок мобильных ПК. «Планшеты серьезно ‘откусили’ от доли нетбуков и немного — от доли ноутбуков, — считает Клешнин. — Причем изначально это были не планшеты вообще, а конкретно Apple iPad».

(Есть и другие категории продуктов, «пострадавшие» от планшетных ПК, например, Ярошевский относит к таковым коммуникаторы и ридеры электронных книг.)

iPad остается безусловным лидером. Относительно перспектив этой монополии мнения разнятся.

Катымбаева считает, что Apple уже наступают на пятки другие производители, а Суворов — что потеснить iPad будет очень сложно. «Наиболее доступная ниша для конкурентов — это низкий ценовой сегмент, который для Apple не является интересным», — полагает Шляхов.

Как бы то ни было, рынок планшетов стремительно увеличивается (по данным Шляхова, ежеквартальный рост продаж iPad составляет от 50 до 100%), однако пока их доля на мобильном рынке в этом году не слишком велика, по оценке Осипова, — 7-8%, а в следующем она может составить от 12 до 15%.

Лидирует iPad пока и в корпоративном сегменте, хотя здесь его перспективы не так безоблачны. «Корпоративный рынок привязан к Windows, — считает Ярошевский, — и именно за счет роста корпоративного сегмента доля iPad будет сокращаться».

Перкин тоже не видит в корпоративной среде места никому, кроме архитектуры x86 и операционной системы Windows. «Только эта связка способна обеспечить возможности, необходимые бизнес-пользователям», — уверен он.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF