Если раньше новые технологии приходили, как правило, из корпоративного сектора, то сейчас мы наблюдаем совершенно новую, обратную тенденцию — в корпоративные системы проникают технологии, используемые в потребительских устройствах, и прежде всего в планшетах и смартфонах. Таким образом, одной из важнейших задач становится грамотное внедрение этих технологий в корпоративную среду и «вписывание» мобильных устройств в инфраструктуру предприятия, заявил председатель совета директоров «АйТи» Тагир Яппаров, открывший конференцию «День корпоративной мобильности», которую группа компаний провела 13 октября в Москве при участии агентства корпоративных коммуникаций OSP-Con. Конференция была призвана выявить ключевые задачи и этапы в процессе интеграции мобильных устройств и приложений в ИТ-инфраструктуру, а также обнародовать наиболее удачные идеи и подходы для «мобилизации» предприятия.

«ДЕНЬ КОРПОРАТИВНОЙ мобильности» собрал более 200 участников, значительную часть которых составили ИТ-руководители

«ДЕНЬ КОРПОРАТИВНОЙ мобильности» собрал более 200 участников, значительную часть которых составили ИТ-руководители

По словам Натальи Гориной, руководителя аналитического подразделения компании Marketvisio, представляющей в России агентство Gartner, сейчас происходит стирание границ между личным и корпоративным, а пользователи подходят к бизнес-сервисам с позиций собственного опыта, предъявляя к ним те же требования, что и в личной жизни. В первую очередь это простота использования, а кроме того, удобство, скорость и (в меньшей степени) соответствие контента ожиданиям — все то, что обеспечивают потребителям мобильные устройства.

Нельзя, отметила Горина, не учитывать тот факт, что рынок мобильных устройств стремительно растет. В ближайшие два года, по прогнозам Gartner, ожидается вывод на рынок более 200 планшетов и 250 смартфонов, причем речь идет не только о развитии уже существующих моделей устройств, но и о появлении абсолютно новых.

Приняв тот факт, что процесс консьюмеризации ИТ нельзя остановить, ИТ-руководители уже сегодня вынуждены приступить к выработке собственного стратегического плана по внедрению мобильных технологий на предприятии. Стремительное развитие мобильных технологий уже привело к их выдвижению в число наиболее приоритетных задач для CIO, сообщила Горина. Если в 2008-2009 годах включение мобильных технологий в инфраструктуру предприятия находилось на 12-м месте в общем списке стратегических приоритетов, то в 2010 году опрошенные аналитиками ИТ-директора уже ставили этот вопрос на шестое место в списке наиболее значимых задач, а в нынешнем году мобильные технологии наряду с облачными вычислениями и виртуализацией были включены в тройку лидеров. По данным самой Marketvisio, «фактор мобильности» в своей стратегии уже учитывает почти четверть российских компаний.

Нужен план

При выработке собственного плана действий Горина советует ИТ-директорам начать с принятия того факта, что каждый работник предприятия станет более мобильным и потребуется оказывать ему соответствующую ИТ-поддержку, а мобильная связь, совместная работа и социальные сети вой­дут в число реальных корпоративных потребностей. Первоочередной задачей становится определение стратегического направления по обеспечению безопасности и доступа к корпоративной информации с собственных устройств сотрудников, считает Горина. В ближайшие 12 месяцев ИТ-директорам предстоит также выдерживать «войну платформ» и агрессивное продвижение новых приложений, в том числе корпоративного уровня, на разных мобильных устройствах и платформах. В этих условиях аналитик советует исследовать независимые от платформ приложения и выбирать мобильные технологии, основываясь на опросах и предпочтениях собственно пользователей. Сами CIO, по словам Гориной, ожидают, что в будущем году им придется поддерживать в среднем 3,5 платформы для смартфонов и планшетов, а модель BYOD (Bring Your Own Device) будет применяться в 20% устройств, используемых для решения бизнес-задач.

На сегодняшний день, напомнил директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи» Сергей Орлик, можно говорить о четырех мобильных платформах, которые оказывают влияние на корпоративный ландшафт, — это Android, iOS, BlackBerry и Windows. При этом, говоря о последней, надо иметь в виду как «классическую» Windows 7, так и Windows Phone, напомнил Орлик, а также учитывать грядущий выход операционной системы Windows 8.

По его мнению, внедрение мобильных технологий придется вести на трех уровнях корпоративного ИТ-ландшафта — безопасность, инфраструктура и прикладные системы. В области безопасности ИТ-службам необходимо как минимум обеспечить превентивное предотвращение утечек информации (в том числе на случай перехода сотрудника в другую компанию) и контролировать доступ к файловой системе с мобильных устройств, а также регламентировать использование приложений и их источников. С внедрением мобильных устройств, заметил Орлик, потребуется по-новому взглянуть и на инфраструктуру компании, критически оценив ее готовность к такому внедрению. И наконец, важнейшим этапом становится внедрение новых технологий на уровне прикладных систем.

Касается каждого

Внедрение мобильных технологий — это один из тех процессов, вовлеченными в который оказываются службы и сотрудники на самых разных уровнях, считает Орлик. Помимо ИТ-департамента и службы безопасности, в «мобилизации» непосредственно участвуют и топ-менеджмент, и различные подразделения и службы компании, включая кадровую. С учетом непосредственного вовлечения в процесс высшего руководства предприятия, необходимости согласования интересов множества участников, а также комплексности и значимости технологической задачи, целесообразно, по мнению Орлика, создать экспертную группу по тематике корпоративной мобильности и придерживаться системного подхода в данном вопросе.

Системный подход должен подразумевать прежде всего идентификацию заинтересованных лиц и подразделений компании, определение текущих и перспективных целей и требований бизнеса, а также категоризацию и сбор мнений заинтересованных пользователей, то есть выработку целостной концепции «мобилизации» бизнеса. Также необходимо установить приоритеты в области корпоративных информационных ресурсов и систем, требующих мобильного доступа. Важно установить баланс между требованиями информационной безопасности и потребностями бизнеса, напомнил Орлик. Следующим этапом может стать разработка стратегического плана по обеспечению мобильности, выбор мобильных платформ и базовых архитектурно-технологических решений. Затем необходимо проработать организационно-технические политики и регламенты обеспечения мобильности с учетом модели BYOD и требований информационной безопасности. И только после этого следует начинать непосредственное внедрение процессов и решений для обеспечения мобильности.

В «Дне корпоративной мобильности» приняли участие представители как компаний-производителей мобильных устройств, так и разработчики программных продуктов и решений. В частности, о своей деятельности в области разработки мобильных корпоративных решений рассказала компания SAP, а сотрудники Samsung представили наиболее интересные из мобильных устройств, выпущенных компанией. Обе компании выступили премьер-партнерами конференции.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF