На фоне начавшейся пару недель назад лихорадки на финансовом рынке компания Apple наглядно продемонстрировала, чего стоят высокотехнологичные компании.

Рост акций компании составил более 5%, и в итоге ее рыночная стоимость превысила стоимость даже такого гиганта, как Exxon Mobil. Таким образом Apple стала самой дорогой компанией США по результатам анализа рынка, проводимого Associated Press. (В течение дня стоимость Exxon Mobile также колебалась, превышая стоимость Apple.) Большинство крупнейших высокотехнологичных компаний — Intel, IBM, Dell, Microsoft, Hewlett-Packard — удержались в зеленой зоне, хотя рынок приближался к своему дну, что отразилось на ценах на нефть и другие товары.

ВОЗМОЖНО, «РАЛЛИ» НА АМЕРИКАНСКОМ фондовом рынке 11 августа дало толчок для пересмотра некоторых экономических воззрений относительно ИТ-отрасли Фото: Ryan Lawler
ВОЗМОЖНО, «РАЛЛИ» НА АМЕРИКАНСКОМ фондовом рынке 11 августа дало толчок для пересмотра некоторых экономических воззрений относительно ИТ-отрасли
Фото: Ryan Lawler

Возможно, как раз лихорадка 11 августа дало толчок для пересмотра, по крайней мере временного, некоторых экономических идей относительно ИТ-отрасли. Однако есть немало причин для беспокойства. Последние события, включая проблемы с госдолгом ряда стран Европы, снижение кредитного рейтинга США и предшествовавшие спады на рынке, породили опасения, что может начаться отток клиентов, а ИТ-департаменты станут урезать ИТ-бюджеты.

«До сих пор беспокойства по поводу возможного спада в высокотехнологичной отрасли не было, во всяком случае в Кремниевой долине. В нынешнем году дела здесь идут очень хорошо, — признался Чарльз Уишерд, генеральный директор компании Penguin Computing, занимающейся высокопроизводительными вычислениями и развивающейся в 2011 году весьма успешно. — Думаю, сейчас еще очень рано судить, окажет ли спад продолжительное влияние, но в ближайшей перспективе, пока тенденция не проявится со всей очевидностью, следует с особой тщательностью подходить к заключению контрактов и затратам. Опасность есть, это несомненно: если все займут позицию осторожного выжидания, ситуация действительно станет критической».

Динамика рынка высоких технологий в некоторых аспектах, таких, например, как первичное размещение акций, сейчас не имеет ничего общего с тем, что происходило три года назад. В первой половине 2008-го одним из признаков проблем в экономике стала практически полная стагнация рынка IPO. К моменту банкротства Lehman Brothers состоялось только шесть IPO, финансированных венчурным капиталом. В первой половине 2011 года было проведено 36 размещений.

И хотя экономика сейчас более устойчива, чем в 2008 году, Марк Дженсен, партнер компании Deloitte & Touche, обеспокоен, что сложившаяся нестабильная рыночная ситуация окажет воздействие, сравнимое по своим последствиям с обстоятельствами трехлетней давности, когда «неуверенность стала первым толчком к массовым разрушениям».

Эндрю Бартелс, аналитик компании Forrester, все еще уверен, что сектор высоких технологий переживает «очень слабый, но все же положительный рост». Если ИТ-бюджеты начнут урезать, то будут действовать по уже опробованному сценарию: сначала сократят закупки оборудования, потом посмотрят, какие проекты можно отложить. Возможно, откажутся от услуг некоторых подрядчиков, с какими-то будут пересмотрены условия контрактов и — если дела зайдут очень далеко — начнутся увольнения, предупредил Бартелс.

Кен Макги, аналитик компании Gartner, советует организациям подготовить альтернативный вариант ИТ-бюджета, в котором было бы учтено влияние нового спада или изменения в финансировании. «Неразумно было бы входить в 2012 год только с одним вариантом бюджета», — предупредил он.

Угрозу ИТ-бюджетам представляет, в частности, решение Конгресса США о сокращении бюджетных расходов.

«Государственные инвестиции ожидает­ очень резкое падение, — предостерег Роб Эндерле, аналитик Enderle Associates. — По моему мнению, массовых увольнений в этом секторе не будет, состоится, скорее всего, перетряска фирм, основными клиентами которых являются предприятия военно-промышленного комплекса и госструктуры, либо тех фирм, для которых эти первые являются основными клиентами».