АНТОН СЕМЕНОВ: «Благодаря аналитической системе мы сможем больше увидеть и сэкономить»
АНТОН СЕМЕНОВ: «Благодаря аналитической системе мы сможем больше увидеть и сэкономить»

В компании «Белая Дача Трейдинг» развернута система бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), созданная на базе IBM Cognos 8 Planning и IBM Cognos BI с помощью специалистов NaviCon Group. Руководство предприятия рассматривает ее и как инструмент бюджетного планирования, и как средство управления себестоимостью, и как информационную основу для выстраивания выгодных отношений с контрагентами. Кроме того, BI-система применяется для управления запасами, инвестициями, административно-хозяйственной деятельностью. В будущем система должна стать основным инструментом мониторинга и анализа ключевых показателей деятельности компании.

«Белая Дача Трейдинг» — лидер российского рынка готовых к употреблению салатов, овощей и фруктов. С 1994 года компания является эксклюзивным поставщиком «зеленой» продукции для McDonald’s, среди ее клиентов немало других известных в России сетей питания и ресторанов. С 2004 года активно развивается розничное направление — компания сотрудничает с ведущими игроками российского ретейла. Часть продукции компания производит самостоятельно, часть закупает у партнеров. На принадлежащем компании заводе в Московской области продукция перерабатывается, расфасовывается и отправляется клиентам. Планируется ввести в строй еще один завод в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане.

По словам Антона Семенова, генерального директора компании «Белая Дача Трейдинг», предприятие всегда стремилось к инновационным решениям. В то же время к ИТ-проектам компания подходит вполне прагматично, беря на вооружение те технологии, которые способны принести ощутимую пользу бизнесу. Ранее компания своими силами внедрила системы Microsoft Dynamics AX и «1С:Предприятие». Кроме того, она активно использует собственные разработки для управления логистикой.

«Какой эффект принесло бизнесу внедрение системы? Прозрачность, управляемость бизнеса, своевременность получения информации, необходимой для принятия управленических решений, — отметил Семенов. — Внедрение аналитической системы — очень затратный проект. Думаю, он окупится года за два-три, а может быть, и за год благодаря тому, что мы сможем больше увидеть и сэкономить».

Инициатором проекта стала Ирина Шацкая, финансовый директор компании. Как рассказал Андрей Гвоськов, руководитель проектов NaviCon Group, он осуществлялся в два этапа. В ходе первого, выполненного силами сотрудников компании «Белая Дача Трейдинг», были подготовлены детальные описания технологических процессов, внедрена система учета энергоресурсов и воды, обрабатывающая информацию со счетчиков, которые интегрированы с Dynamics AX, разработаны нормативы потребления энергетических и трудовых ресурсов, внедрена система их контроля, сформированы новые требования к процессам планирования, контроля и анализа, произведены доработки ERP-системы, которые позволили отразить изменения в техпроцессах и внутренних регламентах компании.

Второй этап проекта реализовывался совместными усилиями специалистов компаний «Белая Дача Трейдинг» и NaviCon Group. Значительная его часть была нацелена на совершенствование корпоративной методологии управления. В частности, были разработаны бюджетная модель, бюджетный регламент, спроектирована корпоративная система управленческой отчетности, определены механизмы взаимодействия бюджетной модели и набора функций казначейства, усовершенствована система нормативно-справочной информации. Кроме того, разработана модель себестоимости, отражающая плановые и фактические показатели по видам продукции и по контрагентам (в компании используется ежемесячное и годичное планирование).

По словам Шацкой, в настоящее время средствами аналитической системы генерируются четыре основных вида отчетов: о продажах, прибылях и убытках, движении денежных средств и себестоимости. Как призналась Шацкая, последний из отчетов оказался самым сложным, его реализация потребовала максимума времени. Данные этого отчета используются для ценообразования (цены на продукцию корректируются ежемесячно). Внедренные аналитические инструменты позволяют не только детализировать данные, но и изучать их в различных срезах: по статьям, по центрам финансовой отчетности, по регионам и пр., исследовать динамику, сравнивать показатели, относящиеся к различным периодам, и пр.

В ближайшей перспективе планируется завершить работу над блоком аналитики по закупкам, затем реализовать анализ KPI. Следующим шагом станет развертывание BI-системы в регионах, также запланирован переход на IBM Cognos 10 — новую версию аналитической платформы, которую использует «Белая Дача Трейдинг».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF