Масштабы компании и постоянно расширяющийся спектр оказываемых телекоммуникационных услуг обусловили необходимость внедрения новой системы аналитической отчетности с использованием множества источников данных (Фото: CC BY-SA 3.0 A.Savin)
Масштабы компании и постоянно расширяющийся спектр оказываемых телекоммуникационных услуг обусловили необходимость внедрения новой системы аналитической отчетности с использованием множества источников данных (Фото: CC BY-SA 3.0 A.Savin)

МГТС — крупнейший в Европе оператор фиксированной связи (более 4,4 млн абонентов), а число пользователей, подключенных компанией к Интернету, уже превысило 336 тыс. Масштабы компании и постоянно расширяющийся спектр оказываемых телекоммуникационных услуг обусловили необходимость внедрения новой системы аналитической отчетности с использованием множества источников данных.

МГТС уже имеет опыт построения собственной информационно-аналитической системы.

Была проделана большая работа по сбору требований, определению необходимых для отчетов показателей и мер.

Реализованное решение обладало мощными возможностями по отображению отчетности, но с его развитием и увеличением объема требований пользователей функциональные возможности перестали в полной мере удовлетворять поставленным задачам.

Не устраивала прежде всего недостаточная скорость разработки отчетности и невозможность для пользователей самостоятельно создавать отчеты — построить нужный отчет могли только ИТ-специалисты.

Было принято решение о создании единой платформы бизнес-аналитики, с привлечением к ее разработке и внедрению сторонних специалистов. Важным условием нового проекта стало использование результатов уже проделанной работы, а основное требование заказчика заключалось в организации эффективного рабочего места руководителя.

Поскольку первоначально основными пользователями решения являлись топ-менеджеры МГТС, данные нужно было предоставлять в удобном формате и с привлекательным дизайном, поэтому основной акцент делался на информационных панелях, предоставляющих доступ к консолидированным показателям и обеспечивающих эффективное представление информации.

В МГТС был организован открытый конкурс и проведены мероприятия, среди которых было создание пилотных стендов для оценки эффективности представленных на рынке решений.

В итоге исполнителем проекта была выбрана компания «Ситроникс Информационные Технологии», реализовавшая в рамках конкурса пилотный проект с использованием решений SAP BusinessObjects, заказчику были продемонстрированы возможности BI-платформы SAP и предложены варианты ее развития с учетом специфики бизнеса оператора фиксированной связи.

Определенную положительную роль, как отметил Денис Соловьев, руководитель практики SAP в «Ситроникс ИТ», сыграл успешный опыт работы как с группой компаний МТС, так и с самой МГТС.

Для реализации поставленных задач было решено использовать Xcelsius — среду разработки интерактивных аналитических приложений на основе технологии Flash, Web Intelligence — средство для самостоятельного создания конечными пользователями отчетов по различным аналитическим срезам, а также Crystal Reports — инструментарий для разработки фиксированной отчетности согласно корпоративным регламентам МГТС.

Разработка прототипа решения на базе SAP BusinessObjects с ограниченным функционалом началась в 2009 году. Тогда же доступ к системе был предоставлен руководителям высшего уровня и начаты работы по созданию единого хранилища аналитической информации. В середине прошлого года корпоративная система BI была введена в промышленную эксплуатацию.

Тогда же стартовал новый этап проекта по созданию единого аналитического портала, для чего была произведена интеграция BusinessObjects с существующими в компании решениями SAP Business Warehouse и SAS.

На текущем этапе развития проекта по построению BI-решения в МГТС были выполнены все ключевые требования заказчика — появился аналитический инструментарий, позволяющий использовать множество источников данных, причем специфика телекоммуникационной компании дает основания для использования как уникальных, в рамках конкретного бизнеса, показателей, так и более универсальных, построенных на основе вспомогательных бизнес-процессов.

При этом используемые компанией решения не дублируют, а дополняют друг друга. К примеру, если SAP Business Warehouse предоставляет пользователям ежемесячную фискальную отчетность, то посредством BusinessObjects закрываются аналитические задачи, возникающие в компании.

Развитие же решения, по словам Соловьева, предполагает миграцию на новую версию SAP BusinessObjects XI4, появление которой ожидается в ближайшее время.

Новое решение должно предоставить более мощные аналитические средства, кроме того, значительно увеличатся возможности использования BI на мобильных устройствах.