система мониторинга государственных программ и проектов, реализованная в Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации, помогает в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования согласовывать цели правительства с ресурсными ограничениями страны
Система мониторинга государственных программ и проектов, реализованная в Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации, помогает в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования согласовывать цели правительства с ресурсными ограничениями страны

При реализации крупных аналитических проектов обычно идет речь о внедрении известных промышленных платформ. О «конструировании», особенно на базе открытых решений, приходится слышать гораздо реже. Исключением из правила стал проект, реализованный в Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации. Созданные в его рамках системы мониторинга проектов, безусловно, принадлежат к классу систем бизнес-анализа, но базируются на программном обеспечении с открытым кодом.

Предшественник Аналитического центра — Главный вычислительный­ центр Госплана СССР появился в 1959

году­. Он просуществовал до 1991 года, а затем был преобразован в Центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ. В 2005 году было принято решение о его слиянии с Рабочим центром экономических реформ при правительстве и создании на их основе Аналитического центра, который нынче отвечает за информационно-аналитическое и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности правительства.

Со временем задачи, ставящиеся перед Аналитическим центром, усложняются. Если на рубеже столетий правительством главным образом решались проблемы «затыкания дыр», то с 2005 года появилась возможность думать о будущем. Вновь возник спрос на долгосрочное планирование развития страны и программно-целевые методы управления. В 2008 году была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также среднесрочная программа деятельности правительства до 2012 года. В их рамках были разработаны, утверждены и реализуются 25 проектов, которые помогают в процессе планирования согласовывать цели правительства с ресурсными ограничениями.

По словам Вячеслава Ерохина, заместителя руководителя Аналитического центра, «раньше при реализации государственных программ и проектов система мониторинга не предусматривалась, вместо нее обычно использовали систему контроля». По аналогии с управлением автомобилем контроль — это взгляд в зеркала заднего вида, а мониторинг — взгляд вперед. Оценивая ситуацию, можно принять решение о необходимости тех или иных управленческих действий, на основе анализа ситуации производится управление по отклонениям.

Другая задача Аналитического центра заключалась в создании системы мониторинга проектов Комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России. В рамках проекта необходимо было создать решение, обеспечивающее своевременное поступление информации об изменении условий и возникающих рисках реализации проектов Комиссии по модернизации и включающее в себя сбор, обработку, консолидацию и хранение данных, их оценку и подготовку информационных витрин и отчетов.

Аналитический конструктор

Идея использовать открытые технологии родилась не от хорошей жизни. «Мы пытались подобрать подходящее готовое решение. Казалось бы, на рынке существует большое количество разного рода готовых платформ, которые вполне можно использовать, — посетовал Ерохин. — Однако по ряду причин все они были отклонены».

В первую очередь речь шла о сроках развертывания систем, сложности разработки и невозможности работы готовых решений в локальном режиме. Кроме того, оказалось, что в такой освоенной вендорами нише, как бизнес-аналитика, создание информационных витрин и построение инструментальных панелей, большинство решений ориентируется не на функционального заказчика — людей, принимающих решения, а на аналитиков — посредников в общении с топ-менеджментом.

Несмотря на то что в BI-системах есть развитая система построения инструментальных панелей, в каждом случае при создании системы мониторинга необходимо провести большой объем работ по подготовке и выборке данных. Если приходится оперативно создавать такую витрину, значительных преимуществ готовые инструменты не дают. Но при этом они очень существенно ограничивают возможности кастомизации и построения нестандартных компонентов — как минимум для этого необходим опытный разработчик.

Открытые решения, использующие широко распространенные компоненты, позволяют снизить зависимость от вендора, сократить сроки разработки, а сами разработки вести в режиме «экстремального программирования», когда функциональные требования к системе постоянно меняются и развиваются. Таким образом, использование нестандартных решений было продиктовано спецификой работы.

В качестве партнера, отвечающего за разработку информационной витрины, позволяющего выгружать информацию из хранилища и представлять ее в удобном виде, была выбрана компания «РДТех». В основу создаваемого решения легли СУБД MySQL, веб-сервер Apache, язык PHP, среда разработки Adobe Flex, фреймворк ExtJS, а также IBM ILOG Elixir — набор визуальных средств, которые позволяют с помощью технологий Adobe Flex построить развернутый графический интерфейс пользователя с мощным инструментарием анализа данных.

Очевидно, главным качеством систем, ориентированных на первых лиц, должна быть надежность. Как это соотносится с применением открытых технологий?

«О какой надежности может идти речь, если вы не можете гарантировать работоспособность системы из-за того, что у вас нет исходного кода? Решение невозможно даже надлежащим образом сертифицировать, обеспечив его безопасность», — считает Ерохин. В этом смысле открытые платформы оказываются более удобными и надежными.

В практике государственного управления, особенно на федеральном уровне, стандартным сроком сбора отчетности был квартал. В построенной системе мониторинга по большинству объектов мониторинга удалось установить месячный цикл сбора информации, в отдельных случаях он сокращен до недели. При этом переход на месячный цикл мониторинга можно считать серьезным достижением.

С возможностью тиражирования

Решение, созданное для конкретной задачи, можно использовать при создании различных систем мониторинга программ и проектов, и это предопределило интерес к нему со стороны других госструктур. Тиражируемость решения обеспечивается за счет гибкости платформы, использования хорошо проработанной модели данных и способов представления информации. Низкая стоимость обеспечивается благодаря ориентации на компоненты с открытым кодом.

«Подобные системы, основанные на открытых технологиях, распространены значительно шире, чем можно было бы подумать», — резюмирует Борис Филимонов, менеджер проекта со стороны «РДТех». Во-первых, информация об использовании специально разработанных инструментальных панелей обычно не предназначена для широкого распространения. Во-вторых, поставщики BI-платформ заинтересованы в освещении успешного продвижения своих решений. Поэтому, по словам Филимонова, объективную оценку использования ПО с открытым кодом, опирающуюся на статистику внедрений, дать, скорее всего, нельзя.