В НР уверены, что предложенная и реализованная ими методология применима для тестирования практически любых бизнес-процессов, приложений и устройств (Иллюстрация: HP)
В НР уверены, что предложенная и реализованная ими методология применима для тестирования практически любых бизнес-процессов, приложений и устройств (Иллюстрация: HP)

Компания НР провела в Москве второй ежегодный Форум пользователей решений для управления качеством ПО. Ключевым событием форума стала презентация новой версии системы для управления жизненным циклом ALM 11, выпущенной НР в декабре. Хотя проектов внедрения новой версии в России пока не было представлено, участники смогли обменяться опытом использования продуктов НР для тестирования приложений и процессов.

Модное сейчас понятие инновационности, которое, по мнению Андрея Кутукова, директора департамента программных решений НР в России, определяет конкурентоспособность компании на рынке, требует активного задействования ИТ как для разработки новых продуктов и услуг, так и для формирования для них новых каналов доставки. С точки зрения НР критериями инновационности служат скорость и эффективность внедрения новых приложений и трансформации существующих решений. Эти задачи заставляют уделять большее внимание безопасности, снижению рисков, а также управлению качеством разработок — на решение этих задач и нацелен ALM 11.

Условно продукты, входящие в состав ALM 11, можно разделить на три части, считает Андрей Кощеев, директор направления ALM компании НР в Центральной и Восточной Европе. Во-первых, это решения для управления портфелем программных продуктов. В современной компании используются десятки различных ИТ-систем, автоматизирующих множество взаимосвязанных бизнес-процессов. При изменении одного из процессов необходимо понимать, сквозь какие ИТ-системы он проходит и какие еще процессы задействует. Эта информация должна быть достоверна и актуальна, однако часто собрать и формализовать ее бывает настолько сложно, что в ходе анализа данные успевают устареть. Поэтому необходимы решения для динамического построения исчерпывающей карты бизнес-процессов с привязкой к информационным системам и объектам ИТ-инфраструктуры. Модуль Performance Center отображает топологию ИТ-инфраструктуры, опираясь на данные мониторинга от SiteScope и взаимосвязи, выстраиваемые с помощью Systinet.

Второй блок отвечает за управление жизненным циклом ПО. Одновременно поддерживая активность по десяткам проектов, контролируя выполнение десятков тысяч требований, ИТ-директор нуждается в инструментах для распределения общего пула ресурсов, планирования сроков, а также для определения тех проектов, которые позволят эффективно поддерживать выполнение бизнес-задач. HP Project Portfolio Management хоть и не позиционируется как полноценный инструмент управления проектами, но позволяет контролировать прохождение ключевых вех проекта. И наконец, третий блок продуктов обеспечивает управление производительностью, позволяет сохранить информацию и эффективно использовать ее, обеспечивает обратную связь от сопровождения готовых продуктов к разработке новых версий.

В НР уверены, что предложенная и реализованная ими методология применима для тестирования практически любых бизнес-процессов, приложений и устройств. Ее можно использовать на производстве, в строительстве, энергетике, медицине — везде, где постоянное появление инноваций и изменение бизнес-процесов требует непрерывной модификации информационных систем. Эту универсальность подтвердили и презентации трех крупных клиентов НР.

Чешское отделение T-Mobile работает на рынке телекоммуникаций с 1996 года. Начав с GSM, компания постепенно расширяла спектр услуг и к концу 2010 года обслуживала уже 5,5 млн клиентов. Группа T-Mobile, занимающаяся тестированием, насчитывает 25 собственных специалистов и еще 15, привлекаемых извне. В год они выпускают около 60 проектов. В каждом проекте проверяется от 500 до 1000 изменений, на тестирование которых отводится примерно 100 человеко-дней. В основном компания занимается интеграционным тестированием, и для отработки взаимодействия систем и процессов используется единая тестовая среда, состоящая из 150 приложений.

В прошлом году T-Mobile стала развивать направление спутникового телевидения, предоставляемого как сервис. Всестороннее тестирование новой услуги стало для отдела управления качеством очередной масштабной задачей. Проект интересен тем, что с помощью Quality Center и Quick Test Professional компания смогла протестировать как функционирование ПО, так и работу оборудования и конечных устройств, и даже правильность постановки бизнес-процессов (таких, как открытие счета, продление договора, активация оборудования и пр.).

По словам Петра Кунстата, руководителя отдела управления качеством T-Mobile, в компании практически не используют регрессивного тестирования — информационная среда настолько сложна и изменчива, что на результаты прежних тестов полагаться невозможно. Некоторые процессы (например, активация счета) изменяются дважды в неделю! Но заказчиками тестирования в T-Mobile выступают не только разработчики: по заказу группы, занимающейся сопровождением сервисов, отдел управления качеством еженедельно проводит специально разработанные тесты для проверки работоспособности основных систем, находящихся в продуктивной эксплуатации. Расходы на эти регулярные проверки, по утверждению Кунстата, изначально закладываются в бюджет проектов.

Еще одной крупной телекоммуникационной компанией, рассказавшей о своем опыте, стал «ВымпелКом». Поскольку акции компании обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, качество информационных систем подвергается ежегодному международному аудиту. Все тесты должны быть обоснованы, и продукты НР помогают обеспечить полную трассировку требований и тестов от бизнес-заказчика до продуктивной эксплуатации.

«ВымпелКом» обслуживает 345 млн человек, поэтому цена ошибки очень высока. Решения НР автоматизируют процессы разработки и поддержки ПО — подготовку данных, регрессионное тестирование, нагрузочное тестирование, проверку функционирования интерфейсов. По мнению Михаила Мериина, руководителя департамента тестирования «ВымпелКома», ценность Quality Center, который применяется для управления процессами тестирования, в том, что решение заставляет ИТ-специалистов неукоснительно соблюдать принятый в компании регламент тестирования.

С 2006 года тестированием информационных систем для группы ЛУКОЙЛ занимается подразделение компании, «ЛУКОЙЛ-Информ». Как утверждает Виктор Ематин, руководитель отдела тестирования «ЛУКОЙЛ-Информ», выбор платформы НР обусловлен, среди прочих причин, широким покрытием технологий и платформ и интеграцией со многими системами — в группе используются решения на базе SAP, IBM Lotus, Microsoft Sharepoint, «1С:Предприятие» и др. Тестировщики решают не только рутинные, но и уникальные задачи, среди них проверка ширины спутникового канала для удаленных филиалов, анализ длительно формирующихся отчетов на SAP BW, подбор оптимальной конфигурации оборудования для поддержки ERP, оптимизация сайтов Sharepoint. В планах подразделения — переход на методологию Канбан для оперативного планирования и распределения задач по сопровождению информационных систем.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF