Согласно стратегии Минпромторга, к 2025 году отечественная радиоэлектроника должна занять более 50% потреб­ляемой в Российской Федерации аппаратуры связи, а Россия — войти в десятку стран-производителей телекоммуникационных систем. Это должно стать стимулом к разработке отечественных инновационных технологий в области радиоэлектроники и к их выходу на внешние рынки для реализации готовой продукции.

В мае прошлого года премьер-министр Владимир Путин обязал Минпромторг и Минэкономразвития РФ разработать законопроект по определению критериев термина «телекоммуникационное оборудование российского производства». Летом рабочая группа при Минпромторге, в состав которой вошли представители российских производителей, разработала пакет документов, определяющих параметры статуса «отечественное телекоммуникационное оборудование», методики определения этих параметров и порядок присвоения соответствующего статуса. Но на регистрацию в Минюст отправился урезанный вариант законопроекта, согласно которому для получения статуса российского производителя достаточно быть резидентом РФ. Основным критерием определения отечественного телекоммуникационного оборудования должна стать степень его локализации. Почти то же самое было прописано в предыдущем законопроекте, предложенном в свое время Минкомсвязи, но отвергнутом правительством, так как он позволял зарубежным вендорам практически беспрепятственно становится «отечественными».

Из нового варианта регулирующего документа неясно, какие ведомства и каким образом будут проверять требуемую степень локализации оборудования. Локализация оборудования, в зависимости от его вида, должна составлять от 10 до 40% в первый год и от 30 до 70% — в третий год работы претендента на статус «российского производителя». Как сообщили в Минкомсвязи, в настоящее время проекты нормативных документов находятся на доработке в Минпромторге и Минэкономразвития по замечаниям Минюста.

Главная причина, по которой иностранным производителям выгодно «прописаться» в России, — возможность поставлять свои продукты по линии госзакупок, в которых предпочтение отдается именно отечественным производителям. Например, государственная комиссия по радиочастотам приняла решение использовать оборудование именно отечественного производства для строительства сетей WiMAX в 40 субъектах России.

Между тем сегодня на территории нашей страны уже функционируют производства по изготовлению коммуникационного и ИТ-оборудования зарубежных марок. Так, завод компании Huawei в Уфе с 1998 года выпускает оборудование коммутации и доступа. Завод НР под Санкт-Петербургом в Шушарах, открытый совместно с Foxconn, производит ПК для коммерческого и розничного рынков. Удачно разместила свое производство в России компания LG, открывшая свой завод в Рузском районе Московской области в 2006 году, где производятся телевизоры и компьютерные мониторы. А осенью 2008 года компания Samsung запустила мощности по производству ЖК и плазменных телевизоров на территории индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе Калужской области. В апреле здесь началось производство 3D-телевизоров по технологии LED. В настоящий момент на заводе производится 100% всех продаваемых в России телевизоров и мониторов Samsung. Уровень локализации производства на заводе без учета ЖК и плазменных панелей составляет 77%, а с их учетом 33%.

Зарубежные производители указывают на то, что степень локализации должна определяться не только «железом», но и ПО, ведь его доля в стоимости оборудования может доходить до 60%. Многие компании, например Huawei, LG или HP, открыли в России научно-исследовательские институты, имеющие в своем штате программистов, являющихся гражданами РФ.

Отечественное по статусу

В октябре представители Минпромторга сообщили по запросу Комитета по промышленности Госдумы, что приказ, определяющий статус «отечественного телекоммуникационного оборудования», направлен на регистрацию в Минюст России.

Присвоение телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса оборудования российского происхождения осуществляется при условии выполнения следующих технологических операций, необходимых для производства телекоммуникационного оборудования:

  • изготовление плат печатного монтажа;
  • сборка и монтаж плат печатного монтажа и электронных модулей;
  • изготовление механических и корпусных деталей;
  • программирование и тестирование узлов и изделия в целом.

Данный документ является частью стратегии развития радиоэлектронной промышленности до 2025 года, которую в Минпромторге планировали разработать до конца 2010 года.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF