Константин Уткин: «Основное преимущество SaaS — это снижение стоимости и общих накладных расходов на владение информационной системой»

По мере распространения в нашей стране модели доставки «ПО как услуга» (SaaS) члены ИТ-сообщества занялись структуризацией и анализом этого нового сегмента. Одна из таких попыток — сайт bizbay.ru, систематизирующий информацию об отечественных SaaS-решениях. О том, зачем понадобился такой каталог и в чем особенность модели SaaS, рассказал руководитель проекта Константин Уткин.

Какие приложения наилучшим образом подходят для использования по модели SaaS?

Думаю, что любые, потому что речь идет не о приложениях как таковых, а о модели их использования и распространения. Поскольку клиент-серверная архитектура занимает главенствующую роль как в корпоративных сетях, так и в интернет-системах, то определяющим фактором становится принадлежность информационной системы, то есть кто является ее владельцем. Либо компания строит свою информационную систему, либо заключает договор с организацией, которая предоставляет эту систему вместе с программным обеспечением в аренду, — это и есть SaaS. Наверное, акцент можно сделать на наиболее распространенных системах — CRM, ERP, системах документооборота и т. д. Из 174 сервисов в нашем каталоге 70-80 подпадают под категорию управления бизнесом. Таким образом, фактически любое приложение, которое действует по модели клиент-сервер, может быть использовано в качестве SaaS.

Создает ли модель SaaS предпосылки для возникновения совершенно новых видов приложений?

Среди решений для широкой публики новый вид приложений — это социальные сети различного типа и системы обмена сообщениями, различные средства общения между огромными массами людей. Естественно, все они функционируют по модели SaaS. Но с точки зрения бизнеса SaaS — это именно модель использования деловых приложений. Вендоры SaaS предоставляют ПО уже в готовом состоянии, то есть они обеспечивают вычислительные ресурсы, средства доступа, требуемый уровень обслуживания, сохранность данных, меры безопасности и т. д. SaaS — более удобная и дружественная модель, потому что ПО функционирует по принципу «получил доступ — работай».

Почему вы решили создать портал, содержащий совершенно разные по набору функций решения, объединенные исключительно моделью доставки?

Честно говоря, исходя из личных потребностей. Мы давно и активно используем модель SaaS в различных проектах. В конце концов мы пришли к выводу, что крайне тяжело ориентироваться в постоянно растущем облаке решений. Поэтому мы хотели, прежде всего для себя, эту информацию структурировать. Кроме того, есть надежда этот портальный проект определенным образом капитализировать. С одной стороны, вендоры смогут продавать свои услуги более активно, а с другой — пользователи будут покупать проверенные решения. Мы развиваем этот портал в качестве некоего тематического каталога, который позволит взаимодействовать пользователям и вендорам. Со временем мы надеемся превратить его в социальную сеть, где будут общаться различные категории людей, которые имеют отношение к SaaS: производители, пользователи, эксперты, независимые разработчики, инвесторы и т. д.

Канал SaaS специфичен. Он пока не очень привычен для российского рынка. Поэтому родилась идея сделать площадку для продажи самых разных видов приложений, максимально изучить данный канал дистрибуции и на основании этого оказывать услуги вендорам и самостоятельно заниматься продажами. Некоторое время назад мы пытались разрабатывать SaaS-решения и столкнулись с проблемой их продвижения. Очень часто бывало, что решения мы ориентировали не на ту целевую аудиторию, которая в конечном счете ими пользовалась. Поэтому как вендоры SaaS-решений мы решили, что неплохо было бы иметь централизованный ресурс, где можно их продавать. Хотя на данный момент наши собственные решения в каталоге не присутствуют по той причине, что мы позиционируем себя как независимый источник компетенций.

Есть мнение, что клиентам все равно, SaaS это или нет, главное — какие функции выполняет приложение.

Это не совсем так. Примерно год назад, пытаясь продвигать SaaS для бухгалтеров, мы столкнулись с недопониманием. Огромная часть людей, занятых в бизнесе и влияющих на построение информационной платформы предприятия, крайне настороженно относится к SaaS, так как опасается потерять контроль над информационной инфраструктурой. Они боятся, что их конфиденциальная информация будет разглашена или использована против компании. Поэтому на данный момент одна из миссий нашего портала заключается в том, чтобы убедить конечных бизнес-пользователей, что SaaS-решение — это качественный подход, который удовлетворяет всем потребностям клиентов.

Для компаний, которые уже выбрали SaaS-решения, какие их преимущества оказались определяющими?

На мой взгляд, основное преимущество — это снижение стоимости и общих накладных расходов на владение информационной системой. Год назад мы оценивали, во сколько обходится начинающей компании содержание собственной бухгалтерской системы. Получается, что использование аналогичного SaaS-решения примерно в десять раз дешевле. Если вы содержите собственную ИТ-инфраструктуру, у вас масса накладных расходов: приобретение оборудования и лицензий на ПО, хостинг оборудования, широкополосный доступ в Интернет, настройка VPN-соединений и защищенных каналов, зарплата специалистам, которые все это настраивают и поддерживают. Это огромные расходы, которые становятся оправданными, только если компания достигает определенного масштаба, и то иногда они себя не окупают. А для компаний малого и среднего бизнеса SaaS-решения исключительно выгодны.

Зависит ли эффективность использования SaaS также от рода деятельности компании?

Фактически — нет. Все потребности бизнеса уже стандартизованы на основе распространенных приложений: CRM, ERP, баз данных, корпоративных порталов, почтовых систем, систем документооборота и т. д. Эти типы систем прекрасно работают и во внутрикорпоративной ИТ-ифраструктуре, и как SaaS-решения.

Чего, на ваш взгляд, не хватает в портфеле решений, доступных по модели SaaS?

Просматривая наш каталог, можно убедиться, что практически все потребности бизнеса обеспечиваются. Как правило, если создается информационная система, к ней «прикручивается» веб-интерфейс. Он существует в 90% современных информационных систем. Даже в тех достаточно закрытых решениях, которые сейчас разрабатываются, архитектор уже задумывается о том, как добавить веб-интерфейс. А если он есть, то предложение решения по модели SaaS — просто дело времени и сообразительности руководителя, который продает данное ПО. Интерфейсы Web 2.0 уже мало чем уступают обычным Windows-интерфейсам, поэтому для пользователя разницы нет, работает ли он с браузером или со специальным типом клиента. А поскольку доступ с помощью браузера он может получить из любой точки мира, удобство неизмеримо возрастает, и это понимают все разработчики и владельцы бизнес-приложений. И кроме того, повторю еще раз, SaaS — это модель использования ПО, а не вид доступа к информационной системе. Есть SaaS-решения, основанные на доступе с помощью протокола HTTP(S), но есть также множество сервисов, в которых используются специфичные клиенты — например, клиент удаленного доступа к рабочему столу Windows.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF