До сих пор популярность концепции SaaS среди специалистов была существенно выше, чем реальный спрос услуги аренды программного обеспечения со стороны потенциальных российских потребителей. Однако вскоре ситуация изменится, считают аналитики IDC, отмечая растущий интерес к облачной модели предоставления ИТ-услуг в нашей стране. Сегмент SaaS, который в последней классификации IDC называется несколько иначе — Application as a Service, доминирует на оте­чественном рынке облачных вычислений, образуя 94% его объема.

В октябре 2010 года IDC впервые опубликовала отчет о рынке облачных сервисов в России, выделив три его сегмента: «приложение как сервис» (AaaS), «платформа как сервис» (Platform as a Service, PaaS) и «инфраструктура как сервис» (Infrastructure as a Service, IaaS).

Пока российский рынок облачных вычислений находится на начальной стадии развития: в 2009 году его объем составил всего 4,8 млн долл. Однако в IDC ему пророчат стремительный рост: к концу 2014 года объем данного рынка достигнет 161,5 млн долл.

Рынок AaaS к концу 2014 года вырастет до 113,4 млн долл., сегмент IaaS, в 2009 году составлявший лишь 4% общего объема облачного рынка, к этому времени увеличится до 35,5 млн долл., а PaaS — до 12,5 млн долл. (в 2009-м его объем не превышал 0,1 млн долл.).

В списке деловых приложений, потребляемых по сервисной модели, лидируют продукты компаний Microsoft и Saleforce.com, отметила ведущий аналитик IDC Елена Семеновская.

Наибольшая доля услуг на рынке AaaS пришлась в 2009 году на продукты Microsoft, предоставленные в аренду российскими партнерами корпорации. К примеру, в Пензенском федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии действует система облачных вычислений, помогающая врачам обмениваться результатами анализов и принимать решения о лечении и хирургических операциях. Системы аудио-, видео-, веб-конференц-связи и телефонии, используемые в кардиоцентре, интегрированы с помощью программных комплексов Microsoft Office Communications Server и SharePoint.

В IDC отмечают, что в 2010 году все крупные поставщики ИТ-решений начали энергично вводить облачную доставку сервисов в свои долгосрочные стратегии, в предлагаемые продукты и, конечно, в маркетинг. К примеру, IBM анонсировала стратегию «трансформации бизнеса посредством облака», направленную на идентификацию бизнес-задач, наиболее пригодных для решения с помощью облачных платформ (общедоступных, частных, гибридных), поиск способов интеграции облаков с существующими инфраструктурами и решение проблем, связанных с выбором бизнес-моделей и управлением рисками.

По мнению аналитиков, крупные российские разработчики программного обеспечения с широкой сетью партнеров-внедренцев пока не могут быстро перейти на модель AaaS предоставления своих решений, не вступая в конкуренцию с собственной сетью партнеров.

Ведущим поставщиком решений AaaS в 2009 году стала компания Softline, предложившая наиболее широкий спектр приложений.

Из всего спектра существующих программных продуктов российские компании используют в первую очередь CRM, средства совместной работы и почтовый сервис. Кроме того, аналитики отмечают интерес к облачным сервисам безопасности и хранения данных. Есть также несколько проектов по предоставлению доступа к ERP по модели SaaS, это направление имеет неплохие перспективы развития.

«При планировании своей стратегии российским ИТ-компаниям следует ориентироваться не столько на абсолютные показатели местного рынка облачных сервисов, который пока не велик, сколько на крайне динамичное развитие данного рынка», — отметил ведущий аналитик IDC Александр Прохоров. По его словам, спрос на облачные сервисы будет расти по мере глобализации и унификации процессов использования информационных систем в нашей стране.

Наиболее заметным спросом программное обеспечение по модели SaaS пользуется среди компаний, работающих в сфере профессиональных услуг, дистрибуции и розничной торговли.

Основные мотивы, побуждающие брать софт в аренду, хорошо известны. Обычно главную роль при этом играют соображения экономии, сокращения капитальных вложений в ИТ-ифраструктуру и затрат на персонал. Кроме того, достаточно привлекательными оказываются гибкая модель потребления ИТ в соответствии с текущими потребностями заказчика и возможность быстрее приступить к использованию ПО по сравнению с традиционным внедрением.

Факторами, cдерживающими развитие услуг аренды приложений, являются отсутствие доверия поставщикам, вопросы безопасности данных, несовершенство модели денежных расчетов между потребителями и поставщиками, а также невысокий уровень проникновения Интернета в регионах.

Российские поставщики IaaS только начинают предлагать эти сервисы, а доступ к сервисам зарубежных поставщиков, таких как Amazon и Rackspace, ограничен из-за отсутствия прямого механизма электронной оплаты. Данный сегмент, несомненно, будет развиваться, и часть услуг хостинга будет переходить в разряд облачного хостинга.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF