По данным, которые привел Михаил Эльянов, лишь 14-15% компьютерного парка лечебных учреждений обслуживает собственно медицинские нуждыКак сделать электронное правительство ближе к народу? Этот вопрос в числе прочих оказался в центре внимания форума «Развитие информационного общества. Электронное правительство. Регион и муниципалитет». Чтобы электронное правительство из абстрактной компьютерной «заморочки» стало явлением, интересным большинству российских граждан, необходимо множество примеров того, как ИТ, «перемноженные» на госуслуги, помогают людям.

Источником подобных примеров служит проект внедрения в Башкортостане универсальных социальных карт на базе платежных инструментов Master Card. В этой республике сегодня «обкатывается» на микропроцессорных картах несколько приложений: транспортное, медицинское, дисконтное. В перспективе предполагается не только добавлять новые приложения, обслуживающие, например, предоставление услуг ЖКХ, но и расширить возможности медицинского ПО, а также придать социальной карте статус электронного полиса ОМС.

Здравоохранение — благодатная сфера для того, чтобы донести до множества людей понимание тех удобств, которые привносят в нашу жизнь информационные технологии. С прошлого года в Уфе, а с апреля 2010-го — в Стерлитамаке запущен сервис «Единая регистратура», позволяющий записаться на прием к врачу (в одну из 122 поликлиник в Уфе и 22 — в Стерлитамаке) через Интернет или контакт-центр.

При рассмотрении роли ИТ в медицине на первый план обычно выходит гуманитарная составляющая и упускается из виду экономическая сторона таких вопросов, как качество медицинского обслуживания, безопасность пациентов и доступность медпомощи. Между тем снижение числа первичных и повторных госпитализаций, уменьшение доли дублирующихся клинических исследований и тестов, снижение числа врачебных ошибок и уровня смертности — все это имеет конкретную цену. Хотя очень нелегко перевести в денежный эквивалент размер ущерба, наносимого, например, неразборчивым почерком врачей, из-за которого в США ежегодно погибает около 50 тыс. человек.

Россия пока не богата собственными данными об экономической эффективности применения ИТ в сфере здравоохранения. Поэтому Михаил Эльянов, президент АРМИТ, привел расчеты европейских коллег. В шести странах Евросоюза благодаря использованию телемедицины и мониторинга состояния пациентов на дому может быть предотвращено 5,6 млн госпитализаций пациентов с хроническими заболеваниями. За счет внедрения электронной истории болезни только в Великобритании можно предупредить примерно 800 тыс. ненужных лабораторных исследований, сэкономив 3,6 млн евро. Во Франции снижение повторных госпитализаций больных с сердечной недостаточностью на 39 тыс. за счет внедрения электронных медкарт и системы менеджмента хронических заболеваний экономит 110 млн евро в год.

Использование компьютерной системы врачебных назначений и системы поддержки принятия решений в Нидерландах позволило избежать 26 тыс. ошибок при назначении препаратов, в том числе 1300 случаев средних и тяжелых осложнений, что в сумме экономит 118 млн евро.

Внедрение электронных медкарт и системы менеджмента хронических больных в шести странах ЕС способно ежегодно предотвращать 11 тыс. смертей из-за осложнений, вызванных диабетом. Только в Испании, где за год умирает 10 тыс. диабетиков, 3 тыс. из них можно спасти жизнь благодаря этим технологиям.

Уменьшение числа дней, проводимых пациентами на больничной койке, делает госпитализацию доступнее. Если в России среднее время пребывания пациента в стенах лечебного учреждения составляет примерно 17 дней, то, например, в Баварии — шесть. В результате использования электронной истории болезни в шести странах ЕС может быть сэкономлено 9 млн койко-дней (3,6 млрд евро), лишь в Нидерландах можно освободить 560 тыс. койко-дней (600 млн евро).

Насколько отечественные мотивы внедрения ИТ еще далеки от европейских, иллюстрируют следующие данные. В течение 2009-2010 годов Минсоцздравразвития провело конкурсы по тематике ИКТ на общую сумму 658,8 млн руб. Из них 91% пошло на автоматизацию работы чиновников, подчеркнул Эльянов.

Между тем основное направление информатизации в медицине — не учет услуг, а помощь врачу. К решениям, без которых нельзя обойтись, Эльянов отнес электронную регистратуру (с помощью которой будет формироваться банк данных пациентов), электронную медицинскую карту и систему поддержки врачебных решений, а также системы работы с изображениями.

Препятствуют прогрессу в этой сфере пробелы в правовой базе. Однако заскучать главврачам, равно как и чиновникам, законодатели не дают. У участников форума самым часто задаваемым вопросом к докладчикам был вопрос о защите персональных данных в соответствии с пресловутым законом.

«Страна больна ФЗ №152, который защищает персональные данные от их владельцев и принесет им много проблем», — констатировал Борис Зингерман, руководитель отдела компьютеризации ГНЦ РАМН.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF